Собеседование — самый волнительный этап трудоустройства. К сожалению, вы можете тщательно к нему готовиться, быть настоящим профессионалом своего дела, но все равно не пройти отбор. Work.ua публикует заметку Юлии Рих, опытного HR-менеджера и автора статьи «Главные ошибки при составлении сопроводительного письма», почему все ваши старания, навыки и опыт могут не помочь в прохождении собеседования.


У меня плохая новость, но одновременно и хорошая — единых правил нет. Не существует волшебной инструкции, которая поможет вам с вероятностью 100% понравиться работодателю. Каждое следующее собеседование будет отличаться от предыдущего. Почему? Потому что подбор персонала всегда субъективен.

Да, некоторые современные компании стремятся максимально абстрагироваться от личных предпочтений, используют методики и инструменты, внедряют новаторские подходы. Но исключить человеческий фактор полностью невозможно, потому что напротив вас за столом сидит человек. Со своим жизненным опытом, устоявшимися правилами и настроением.

Более того, когда вы доходите до уровня руководителя, то он, кроме всего вышеперечисленного, интуитивно определяет, с кем он хочет, или готов, или может работать. Единственное, что в ваших силах — желания и предпочтения этого конкретного человека определить непосредственно во время интервью.

Как это сделать? Внимательно слушать и задавать вопросы. Вопросы, которые помогут вам понять: какой человек нужен на эту позицию, какие требования важны, но не описаны в вакансии.

Представим, что вы пришли на собеседование. Вас попросили рассказать о себе. Вы с удовольствием начали, например, издалека, с темы диплома, подробно и с гордостью перечислили свои достижения и аккуратно обошли острые углы вашей профессиональной биографии. Минут двадцать качественного такого монолога. Вы — в центре внимания, вы — на сцене. Человек на той стороне стола, возможно, задавал вам какие-то вопросы, а, возможно, просто внимательно слушал.

И вам кажется — вот оно! Вы на 100% подходите на эту позицию, и интервьюер оказался приятным, вежливым человеком. А через пару дней получаете отказ. Жутко обижаетесь, просите объяснить причины или недоумеваете про себя.

Взгляните на эту ситуацию под другим углом. Вы рассказали о себе, но ничего не узнали о желаниях конкретного работодателя на конкретную позицию.  Опытные рекрутеры, как правило, оценивают ситуацию быстро, и если их не спрашивают — лишнего слова не скажут. Почему? Потому что ждут инициативы от вас. Смотрят: насколько вы готовы к встрече, и как глубоко вы в теме. Иными словами, как точно вы поняли, с чем будете работать и почему думаете, что подходите на эту работу.

Многим компаниям сегодня направление ваших рассуждений гораздо важнее пересказа резюме. Резюме ведь и так уже прочли. Теперь имеет значение то, как вы говорите, что вы думаете, и что можете предложить.

Итак, пока вы не задаете вопроса о вакансии — вы в зоне полной неопределенности. Причем общие знания о компании, даже если вы перерыли весь интернет, помогут, но несущественно. Вам нужны детали, специфика работы и правила игры. Есть ряд вопросов, которые можно задавать практически на любой вакансии, но лучше включать мозг и задавать вопросы исходя из того, что вам говорит конкретный рекрутер в конкретный момент. Вопрос — ответ. Еще вопрос — и еще ответ. Ведите в этом танце. Перед вами — носитель информации. Первоисточник.

Например, уместны следующие вопросы:

  • Расскажите, почему открыта вакансия (это новая позиция, или вы ищите человека на замену). Если на замену: почему человек ушел или его уволили? Есть ли объективные причины, почему он не справился? Если человек пошел на повышение — как быстро произошел этот рост, и на какую позицию он перешел? Заодно делаете вывод, как на самом деле в компании происходит карьерный рост.
  • Уточните, кто руководитель у сотрудника на этой позиции — мужчина или женщина. Расспросите, какие у него/нее собственные требования к кандидату.
  • Если у вас будут люди в подчинении, спросите, сколько их. Какая ситуация в команде на текущий момент в целом? Когда в последний раз была оптимизация команды или набор новых людей? Почему?
  • Какие требования к человеку на этой позиции, кроме указанных в вакансии? На что особенно обращается внимание?
  • Как интервьюер оценивает ваши шансы? Попросите дать хотя бы промежуточную обратную связь.

Так, уточняя шаг за шагом, картина будет становиться для вас чуть более понятной. Собеседование, по сути, — торговля, где один продает товар (себя), а второй покупает этот товар (кандидата).

Даже если на первой встрече вам попалась «наивная дурочка», на следующем этапе вы столкнетесь с опытным человеком, который на встрече с вами будет задавать себе вопросы:

  • Насколько этот человек подходит к моим задачам?
  • Как впишется в команду и в атмосферу?
  • Комфортно ли мне будет с ним работать уже, например, завтра?

Эти требования никогда не будут опубликованы. Узнать о них вы можете, только внимательно разговаривая с собеседником.

Кроме того, улыбайтесь, будьте дружелюбны и собраны. Это важно. Дружелюбие и открытость покрывает множество, в том числе, и профессиональных недостатков. Приятно работать с приятными людьми.

Однако бывают случаи, когда субъективная оценка — непробиваемая, и у вас нет шансов, как бы вы не старались. Вы не нравитесь и точка. И умный вы, и сообразительный, и опыт у вас впечатляющий, и в финансовых условиях сходитесь, но нет, не выходит у вас каменный цветок. Что делать? Ничего.

Если можете прыгнуть выше головы — прыгайте. Ищите выходы на заказчика вакансии, рассказывайте ему о себе, рискуйте, убеждайте, аргументируйте! Если у вас получится — рекрутеру придется признать поражение. Но если босс доверяет своей HR-службе, значит не судьба.

Однако не стоит отчаиваться. Рекрутеры приходят и уходят, повторите попытку через некоторое время. И еще раз, если захотите.

Помните: каждое собеседование — вклад в вашу копилку жизненного опыта. Все меньше нервозности, все больше легкости, логики и отточенности в ответах, четких, хорошо сформулированных вопросов с вашей стороны. Это возможно только при тренировке. Тренируйтесь даже на тех, кто вас не оценил.

Помните — берут не резюме, на работу берут подходящего компании и конкретной команде человека.