Провизор — это специалист, который досконально разбирается в лекарственных препаратах, их применении, составе и дозировках. В настоящее время это специалист высшей категории, под началом которого работают фармацевты, консультанты и другие сотрудники аптечных пунктов. Современный провизор — своего рода менеджер от фармакологии: теоретически он может заниматься приготовлением и отпуском лекарств, на деле же, как правило, руководит процессом.

Еще лет 15–20 назад провизор главным образом готовил лекарственные препараты. Сегодня у специалистов с высшим фармацевтическим образованием несколько иной круг задач. Несмотря на то что большинство современных провизоров, как и раньше, работают в аптеках, в их обязанности входит не приготовление препаратов, а отпуск готовых лекарств и консультации покупателей.

Крупные сети аптек обеспечили работой целое поколение студентов и выпускников фармацевтических факультетов. Выпускники вузов редко задерживаются за «первым столом» (отпуск лекарств без рецепта) надолго: высшее фармацевтическое образование позволяет сделать достаточно быструю карьеру. Нередко, проработав год-два на отпуске лекарств, молодые люди идут на повышение — становятся заместителями заведующих, а потом и заведующими аптек. Можно работать и при лечебных учреждениях: в больницах и санаториях. Также существуют провизоры-технологи (отвечают за промышленное производство лекарств) и провизоры-аналитики (осуществляют контроль качества и занимаются лицензированием). Кроме того, специалисты с профильным образованием находят применение своим знаниям в маркетинге фармакологического рынка, в сфере закупок импортных лекарственных средств и их производных.

Провизору пригодится:

  • любовь к естественным и точным наукам. В первую очередь, разумеется, к химии — с этой дисциплиной будет связана как учеба, так и последующая работа. Поэтому разнообразные «валентности-пропорции-грамм-намолли» не должны вызывать отвращения;
  • готовность к обучению. Профессия требует постоянного «апгрейда» информации, повышения квалификации и самообразования, иначе карьеру в фармакологии сделать невозможно;
  • физическая выносливость, нередко провизору приходится проводить на ногах весь день;
  • аккуратность. Аптека, как и любое медицинское учреждение, требует чистоты и порядка. Особенно актуально это в период эпидемий, когда сотрудники чуть ли не ежеминутно подвергаются атакам микробов и вирусов всех мастей;
  • коммуникабельность и сострадание к людям. Нужно не просто выслушать посетителя, но и вникнуть в его проблему, чтобы дать действительно полезный совет. Опытный провизор — это отчасти и врач, который, если необходимо, предупреждает покупателя о возможной опасности самолечения и отправляет его на консультацию в поликлинику.

Любой провизор, вне зависимости от места работы, должен прекрасно знать фармакологию и химию, ориентироваться в лекарственных препаратах, их видах и группах, исходном сырье и т. п. На рынке то и дело появляются препараты нового поколения, выпускаются аналоги уже существующих лекарств… К какой фармакологической группе относится препарат, какие компоненты входят в его состав, чем он отличается от себе подобных, какие у него показания, противопоказания, побочные действия — все эти тонкости известны настоящему профи.

Если провизор работает в аптеке или медицинском учреждении, в его должностные обязанности входят толерантность, вежливость и внимательность. В данном случае «по совместительству» он выполняет функции психолога: работать приходится не просто с людьми, а с больными. Процент посетителей аптеки, покупающих биологически активные добавки или витамины, невелик — большинство имеют проблемы со здоровьем, и настроение у них соответствующее. Причем, заболевая, девять человек из десяти не идут за рецептом к лечащему врачу, а отправляются прямиком в аптечный киоск. Таким образом, провизор превращается во врача и психотерапевта в одном лице: он должен «поставить диагноз», «выдать рецепт», подобрать правильную дозировку и терпеливо выслушать сетования бабушки на дороговизну аспирина.

Если работа провизора связана с продвижением лекарственных средств на рынке, закупками или логистикой, необходимо разбираться в менеджменте, маркетинге и основах экономики. Ведь заведующий аптекой, по сути, менеджер: круг его обязанностей во многом схож с функционалом управляющего магазина, а основная задача — создание конкурентоспособного бизнеса. В этом случае важны такие качества, как мобильность, способность креативно и неординарно мыслить. Провизору, который работает с зарубежными партнерами, пригодится еще и знание иностранного языка.

В фармакологии острый дефицит кадров, поэтому большинство молодых специалистов начинает работать со студенческой скамьи. Как правило, первой ступенькой карьеры становится аптечный киоск или одна из сетевых аптек.

В любом случае начинать придется с «первого стола». Именно здесь новички знакомятся с азами профессии: учатся подбирать подходящие лекарства и их аналоги, проходят «тренинг» по общению с самыми разными клиентами, учатся эффективной организации работы. Дальнейшая карьера может складываться по-разному. Однако человек с высшим профильным образованием и хотя бы минимальным опытом, имеет хорошие шансы практически во всех сегментах фармацевтического рынка.


Источник: uchebaru