Мерчендайзер в Украине это этакая «гремучая» смесь продавца, консультанта, торгового или регионального представителя и товароведа. Во многих компаниях к обязанностям этих специалистов добавляется еще и контроль за наличием товара определенной торговой марки в торговых точках, и обеспечение рекламными и информационными материалами. Среди обязательных требований к кандидатам некоторые фирмы выдвигают наличие водительских прав, коммуникабельность и организаторские способности.

Основы мерчендайзинга

Принципы западноевропейского мерчендайзинга — а эта профессия пришла к нам из Запада — достаточно просты. Чтобы иметь успех в этом бизнесе, нужно обладать, прежде всего, просто хорошим вкусом, художественным или дизайнерским. Ведь чем интереснее и привлекательнее выставлен товар на полке, тем выше вероятность его покупки. Но, украшая витрины, в отличие от дизайнера-оформителя, мерчендайзер должен помнить, что делает свою работу не ради чистой эстетики, а для того, чтобы покупатель ощущал себя комфортно в супермаркете, и ему хотелось купить именно этот товар и именно здесь. Существует разновидность мерчендайзеров: мерчендайзеры, отвечающие за размещение товара на всех торговых полках супермаркета и работающие в конкретной торговой точке, и мерчендайзеры, отвечающие только за определенную торговую марку. Ежедневно они должны обходить несколько торговых точек, контролируя размещение «своего» товара в супермаркетах. Естественно, заработную плату им выплачивают компании-поставщики торговой марки. Наиболее важная задача мерчендайзера — определение места для лучшего расположения товара, чтобы продукты одного вида не конкурировали между собой, а дополняли друг друга. Товар-новинку лучше расположить в том месте торгового зала, где вероятность его обнаружения целевым покупателем наиболее высока. Как определить это место? И как лучше выставить товар? Для этого необходимо знать несколько законов психологии потребителя:

  • товар должен иметь презентабельный вид;
  • товар должен быть обращен лицевой стороной к покупателю;
  • логотип бренда не должен закрываться ценником, акцизной маркой и т.д. Вообще, любая полезная потребителю информация, размещенная на упаковке товара, не должна быть заклеена;
  • товар, который нужно продать в первую очередь, должен находиться на уровне глаз потребителя;
  • товар должен быть размещен в соответствующей группе товаров;
  • внутри товарной группы товар должен иметь товарный вид и сортироваться по цветам, размерам, комплектам в определенной последовательности (от большего к меньшему, от дорогого к дешевому, от яркого к блеклому и т.д.);
  • чем больше марок одного и того же товара на полке, тем больше вероятность, что эти товары будут куплены.

Толковый словарик мерчендайзера

Мерчендайзинг (от англ. Merchandise) — искусство торговать, или процесс торговли. Это направление маркетинга, способствующее стимулированию розничных продаж посредством привлечения внимания покупателей к определенным маркам или группам товаров в местах продаж без активного участия специального персонала.

Благодаря принципам мерчендайзинга можно раскрутить новые товары и специальные предложения от торговых марок, способствуя увеличению продаж. Визуальный мерчендайзинг — комплекс мероприятий, производимых в торговом зале, направленных на увеличение продаж и продвижение того или иного товара, марки, вида, упаковки с помощью специального их размещения, оформления пространства магазина и витрин с целью предоставления покупателю максимально полной информации о товаре. При правильной выкладке товара должен срабатывать главный принцип мерчендайзинга — вечно спешащий и забывчивый покупатель, отправившийся в маркет за батоном хлеба, походя и торопливо вспоминает, что дома-то заканчивается подсолнечное масло и потому покупает на завтрак черный шоколад.