Поэтому среди требований к кандидатам на данную вакансию в компании-дилере иностранного автопроизводителя можно встретить следующее: отсутствие опыта работы в автосервисах по ремонту машин, выпущенных в нашей стране. Многие считают, что человек, привыкший чинить отечественные авто по отечественным стандартам c советским подходом к выполнению своих обязанностей и тем более без высшего образования, не сможет переключиться на качественно иной уровень ремонта.

Работодатели ужесточают требования к образованию автомехаников, автомаляров, жестянщиков и прочих еще и потому, что возросла степень подготовленности самих директоров автосервисов. Сейчас уже никто не удивляется, когда управляющими автотехцентров или их заместителями становятся кандидаты технических наук. Соответственно они устанавливают высокую планку первоначальной подготовки всех сотрудников возглавляемых ими предприятий, начиная с автомехаников.

Мастер на все руки

Современные автосервисы нуждаются, как правило, в специалистах широкого профиля: если механики, то с опытом ремонта не только двигателя и ходовой части, но и различных систем автомобиля, электрооборудования; если маляры и колористы, то с опытом работы не с одной, а несколькими системами покраски.

Начинающий автомеханик-универсал без опыта работы должен знать: основные законы физики; устройство двигателей внутреннего сгорания, их различия и особенности работы, понятия, с ними связанные; условия функционирования трансмиссии; работу механической коробки передач, ее отличия от автоматической; типы систем зажигания, для чего необходимы отдельные их детали; компоненты топливных систем, чем они регулируются; преимущества системы ABS, для чего и как работает реле и тому подобное по электрооборудованию. Нужно разбираться хотя бы в принципах функционирования различного дополнительного оборудования: автосигнализации, кондиционеров и прочего. По опыту подбора персонала в крупные автосервисы с именем известно, что среднего специального образования для ответа на эти, казалось бы, элементарные для автомехаников вопросы недостаточно. Скорее всего, не ответившие кандидаты исправно работают, но выполняют стандартные несложные задачи и вряд ли заново обучаемы. Вдобавок к перечисленному одно из обязательных требований к автомеханику-универсалу в официальном дилерском центре — умение пользоваться компьютером и осваивать специальные программы, да еще и на иностранном языке.

Высшее образование дает не только знание устройства и технических особенностей функционирования. Данная система предполагает навык обучения. Именно поэтому диплом о высшем образовании служит работодателю, как правило (нельзя забывать, что в любом правиле есть исключения), гарантией того, что сотрудник в сравнительно короткий срок освоит специфику работы на его предприятии и приспособится к постоянным изменениям. Вот почему образование успешного автомеханика может быть не только узкоспециальным — автомобильным, но и более широким — техническим.

Кроме того, несколько лет обучения теоретическим основам различных технических и гуманитарных наук, периодические экзамены, тренирующие студента, в частности его умение правильно говорить, предполагают наличие достаточно богатого словарного запаса, а также более развитую и технически грамотную речь, чем у автомеханика со средним образованием. А это уже важно для карьерного роста.

Пешка, шагающая в дамки

Тенденция на автомобильном рынке труда сегодня такова, что работодатели все чаще стараются готовить руководящий состав для своего предприятия в среде задействованного на нем персонала: автомехаников, автомаляров и так далее. Понятно, что у ремонтников, имеющих высшее образование, шансов стать мастером-приемщиком либо мастером кузовного, слесарного цехов гораздо больше.

Построение новых автосервисов и стремление нынешних корифеев автомобильного бизнеса повернуться лицом к клиенту подразумевают открытость процесса ремонта импортных автомобилей. В современных автотехцентрах принято предоставлять потребителю услуг возможность посмотреть, на каком оборудовании, в каких условиях, а главное, кто и как ремонтирует его машину. Естественно, что в такой ситуации важен и внешний вид автомеханика. Работодатель заинтересован, чтобы его сотрудник имел вполне презентабельный облик. Тем более это относится к так называемому лицу автосервиса — мастеру-приемщику, пришедшему на свое место, как правило, из ремзоны.

Творцы цвета

Говоря о техперсонале автосервиса, отдельно нужно рассказать о колористах. К работе с цветом предъявляют несколько иные требования, делающие данную профессию уникальной: с одной стороны, это наличие технического инженерного образования, склонность к точным наукам, поскольку приходится иметь дело с высокотехнологическим процессом, что больше присуще мужскому сладу характера и ума; с другой — художественный стиль мышления, тонкая чувствительность к различным оттенкам цвета, художественное образование, которые более присущи женщинам. Вот почему на данную вакансию нередко претендуют представительницы слабого пола. Раздвоенность профессиональных требований отражается даже на психологии специалистов — это часто внутренне противоречивые люди, с чем нередко приходится мириться руководителям автосервисов, так как профессия колорист сейчас очень востребована на рынке труда.

Что касается автомеханика, то зачастую его готовы брать на первые три–шесть месяцев работы в качестве ученика, ожидая от него скорых результатов на несложных заданиях, а позже — на более квалифицированных. Если ошибся, наставник исправит. С колористом все сложнее: его промах немало стоит (перекрасить заново испорченный им автомобиль — очень дорогое удовольствие, да и впустую израсходованные краски не дешевы). Вот почему основное требование к этому специалисту — опыт работы.

При трудоустройстве колориста обычно спрашивают, какие курсы по специальности он закончил, какие ремонтные системы знает (Sikkens, DuPont, Standox, Glasurit), способен ли освоить альтернативные. Немаловажный вопрос, сколько времени кандидат тратит на подбор краски для одного автомобиля и сколько подборов осуществляет за рабочий день.

Отправляемся на поиски

Поскольку главная проблема выпускников вузов — найти работу (ведь без стажа сейчас очень трудно устроиться на достойное место), менеджеры по подбору персонала рекомендуют им затянуть пояса и приготовиться хотя бы в течение полугода поработать учениками автомеханика. Надо заметить, что эту профессию выбирают, как правило, молодые люди, уже имеющие навыки починки отечественных автомобилей (своего, родительского или соседского). Но лучше все-таки выпускникам с автомобильным образованием в поисках работы обращаться в автосервисы по ремонту иномарок, так как именно данный опыт особо ценен в ведущих автотехцентрах.

Не надо бояться, что первые полгода зарплата будет небольшой. Ваше терпение со временем, несомненно, окупится. Считайте это практикой или продолжением обучения со стипендией. Кстати, многие толковые инженеры-механики начинают работать в крупных автосервисах еще студентами на стажировке, после прохождения которой им предоставляют постоянное место, что является большим плюсом для всей дальнейшей трудовой биографии. При приеме такого специалиста на работу любой работодатель оценит это как признак трудолюбия и профессионализма.

Автомеханики с высшим образованием имеют гораздо больше шансов на развитие карьеры, которое, как правило, заключается в назначении на должность мастера цеха. Если вас интересует профессиональный рост, то ваше будущее место — мастер-приемщик. Мастера слесарного или кузовного цеха редко соглашаются сменить свою должность, поскольку они прежде всего управленцы, в подчинении которых могут находиться от одной до нескольких бригад механиков, арматурщиков либо автомаляров.


Источник: justcars.ru