В связи с этим растет спрос на услугу подбора целых групп специалистов, которые организованы для выполнения определенных задач — так называемых «команд под ключ».

Суть услуги

Заказчик подобной услуги получает команду, подобранную по квалификации, опыту и компетенциям. При этом провайдер услуги берется обеспечить совместимость, взаимодополняемость участников набираемой команды — автономного проекта, управленческого ядра, департамента.

В идеале, провайдер берет на себя обязательство произвести все необходимые процедуры, которые обеспечат слаженные действия членов команды на первых этапах их вливания в состав организации. А также обязательство по «оптимальному встраиванию» в уже существующий социальный организм (штат компании) новой команды.

Сфера применения

Услуга «команда под ключ» может быть востребована в нескольких типичных ситуациях, отмечает менеджер психологической службы «Анкор СВ», компании «Executive Search» Алла Коняева:

  • Заказчик (владелец и/или руководитель компании, подразделения) локализован далеко от места формирования команды и вынужден передать это право провайдеру, который знает региональную специфику, особенности рынка труда.
  • Заказчик разочарован в результатах собственных аналогичных попыток и хочет передать эту задачу профессионалам, которые специализируются на формировании команд.
  • Заказчик хочет понять процессы и процедуры формирования команд и, делая заказ, фактически недорого покупает технологию и опыт для экстраполяции.
  • Заказчик любит апробировать новинки управления и «команда под ключ» показалась ему новой и привлекательной услугой.
  • Заказчик организует диверсификационный проект, для которого внутри организации нет экспертов, способных обоснованно принимать кадровые решения при наборе проектной команды.
  • Внутренний объем работ заказчика настолько велик, что для него более рентабельно не отвлекать собственные ресурсы по найму и срабатыванию команды, а отдавать на аутсорсинг.
  • Заказчик хочет абсолютно нового видения и подходов к ведению бизнеса. И поэтому начинает со смены фильтра на "входе" новых сотрудников, вынося его за пределы своей организации.

Отрасли для внедрения данной услуги могут быть абсолютно любыми, подчеркивает эксперт. «Но, конечно же, более чувствительны к данной услуге те отрасли, где требуется работа команды, объединенной единой целью, результат достигается за счет сложения индивидуальных усилий каждого члена команды, достижение результата имеет четко намеченные промежуточные и конечные сроки», — уточняет А.Коняева.

По мнению руководителя рекрутинговой компании «Форсаж» Елены Грищук, спрос на услугу «команда под ключ» в первую очередь связан с тем, что работодатель больше не готов долго ждать улучшений в работе своих сотрудников. «Кризис научил многих принимать кардинальные решения о смене всей команды в случае ее низкой эффективности. И такие решения сегодня принимаются довольно часто и быстро. Тем более, что рынок труда позволяет сейчас найти достойную замену за не очень большие деньги», — отмечает эксперт.

По ее словам, продуктивность вновь сформированных команд зачастую выше ранее существовавших в компании. Когда люди приходят в проект на этапе стартапа или нового этапа бизнеса, они все воодушевлены общей идеей, под которую готовы максимально продуктивно работать. При этом работодателю не приходится особо вникать в вопросы адаптации новых сотрудников к уже сформировавшемуся старому коллективу. Также убирается негатив со стороны старых работников организации, которые могут сопротивляться изменениям.

Сроки и расценки

Если исходить из того, что наиболее эффективны команды из 4-8 человек, то сроки их подбора зависят от возможностей провайдера (сколько человек участвует в найме, есть ли потенциальные соискатели данных вакансий), рассказывает А.Коняева.

В общем, при сложных обстоятельствах (например, всех специалистов нужно искать на внешнем рынке), рекрутинговая команда из 3-х человек может справиться с этой задачей за 3-4 недели. Еще 2-4 недели уйдет на все доводочные процедуры по «срабатыванию» команды. Таким образом, в подобный проект можно закладывать срок в 2 месяца. Более короткие сроки вынудят чем-то жертвовать. В идеальном случае, когда команда уже готова, можно уложиться в 1 месяц.

Что же касается расценок, то, по словам представителей рынка, цена команды определяется индивидуально — по сложности и общей стоимости проекта, а не по количеству наемных работников.

Преимущества и недостатки «командного» найма

Среди преимуществ услуги «команда под ключ» Е.Грищук отмечает следующие:

  • С помощью рекрутинговой компании можно оперативно и одновременно подобрать большее количество сотрудников. Агентство способно выполнить эту задачу, экономя временной, человеческий и эмоциональный ресурс организации — заказчик избавляет себя от просмотра огромного количества соискателей.
  • Для отбора кандидатов будут использоваться базы данных агентства, которые как правило шире, чем собственные базы отдельных компаний — заказчиков услуги.
  • Рекрутеры обеспечивают поддержку и сопровождение отобранной команды, отслеживают адаптационные процессы и результаты. Также они могут порекомендовать программы оценки, развития и обучения сотрудников компании.

Кроме того, добавляет специалист, профессиональные рекрутеры, как правило, выступают еще и консультантами по вопросам HR. Они могут дать независимые рекомендации и советы. Зачастую новые идеи и взгляд со стороны помогают работодателю быстро улучшить состояние дел в компании.

Вместе с тем, уточняет А.Коняева, готовая команда может иметь и негативные стороны:

  • Команда может недооценивать критичность ситуации и сложность предстоящих задач в компании.
  • Команда может переоценивать свои собственные возможности, неправильно использовать ресурсы.
  • Если команда сплоченная, она может быть менее чувствительна к возможности собственных ошибок, выносить вовне причины неудач в проекте, использовать непродуктивные социальные стереотипы (вроде деления на «мы и они»).

Вообще феномены, присущие малой группе, вполне распространяются и на группу более высокого уровня развития, которую принято называть командой, рассказывает специалист. «Поэтому провайдер, который выполняет подобный проект, должен иметь в контракте право и обязанность на проведение периодических социально-психологических процедур по оптимизации и поддержанию в рабочем состоянии команды, которую он вводит в компанию клиента», — считает А.Коняева.

Команда — собственными силами

Для формирования «команды под ключ» можно также использовать внутренний ресурс компании — HR-службу, рассказывает ведущий специалист по поиску и подбору персонала ООО «Информационно-аналитический центр "ЛІГА"» Ирина Шкаровская.

«Если в компании нет рекрутера или он в единственном числе и на данный период времени у него большая загрузка по вакансиям, то, соответственно, возрастает риск, что он может не успеть в сроки и качественно найти необходимых людей. В этом случае компания может обратиться к агентству, если конечно есть бюджет на эти услуги», — отмечает HR-специалист.

По ее словам, многое также зависит и от того, команду для решения каких задач нужно найти. К примеру, компании нужно в краткие сроки найти десяток разработчиков дефицитных технологий для работы с зарубежными заказчиками: здесь можно привлечь агентство или работать параллельно с ним. Внешнего провайдера также можно привлечь в ситуации, когда компания планирует запустить новое направление деятельности и нежелательно, чтобы информация о поиске людей была в открытых источниках и о ней знали конкуренты.

«А если в компании есть несколько рекрутеров и есть профессионалы, которые справлялись с этой задачей, то, конечно, агентство можно и не привлекать, а качественно и в сроки набрать команду сотрудников внутренними силами», — считает эксперт.

При этом, по мнению И.Шкаровской, использование внутреннего ресурса для формирования "команды под ключ" весьма выгодно для компании по целому ряду причин:

  • HR-специалист, работающий внутри компании, намного лучше знает специфику бизнеса, направления деятельности, особенности внутренних заказчиков, с которыми работает, а также «подводные камни», которые могут появиться;
  • экономия бюджета на услуги рекрутинговых агентств;
  • рекрутинговому агентству компания-заказчик не всегда откроет всю информацию о проекте, так как часть этой информации является коммерческой, то есть закрытой для внешнего рынка.

Кроме того, при формировании команды «под ключ» важно не только качественно выполнить работу (найти подходящих по компетенциям специалистов на разные роли в проекте). Следует обратить внимание и на временной фактор, то есть, чтобы каждый член команды выходил в запланированный период проекта.


Источник: biz.liga.net