Многие соискатели недооценивают силу сопроводительного письма, оставаясь позади кандидатов, которые с его помощью многократно увеличивают свои шансы на трудоустройство. Work.ua публикует текст специалиста по HR Юлии Рих, которая работала во многих крупных компаниях, о том, зачем писать сопроводительное письмо, и как лучше его составить,
чтобы получить работу.


В моей работе все просто. Проекты делают люди, я подбираю этих людей. И я же, как правило, отвечаю за то, чтобы этим людям в компании было комфортно и хорошо. Важный момент: любой взгляд на HR и вглубь него — всегда авторский. Не существует общих подходов. Нет системы — есть наиболее и наименее эффективные, а также новаторские способы коммуникации, но всегда надо учитывать человеческий фактор и принятые в компании правила игры:

  • вы можете просто не понравиться как человек, но никогда об этом не узнаете;
  • вы можете быть молодой мамой — и всегда будете хуже амбицозного 25 летнего свободного от обязательств юноши;
  • вам больше сорока, хотя отказ по возрастному признаку и незаконен;
  • вы вызываете бессознательные негативные ассоциации — и тут совсем нет шансов;
  • у вас красный лак, или некрасивый костюм, или вызывающие манеры.

Увы и увы. Но на этапе заочного знакомства, пока читают ваше резюме — шанс произвести впечатление более или менее объективное существует, и этим шансом нужно умело воспользоваться.

Я — адепт написания сопроводительных писем. Именно с такого письма начинается ваше знакомство с рекрутером. Зацепили? Щелк — ваше резюме открыто. Не зацепили — открыто, но прочтено за две секунды. Да, лень писать. Да, «не умею», — скажете вы. Да, гораздо легче сделать один вариант для всех вакансий. Но рынок кандидатов — конкурентная среда, придется взять себя в руки и напрячься.

Статья по теме: Как выделиться с помощью сопроводительного письма и получить работу.

Все, что будет сказано ниже, имеет отношение как к сугубо бизнес-структурам, так и к творческой индустрии. Конечно, нюансы есть. Нефтяная компания отличается в принципах подбора от рекламного агентства, и западный игрок отличается от небольшой местной типографии, но именно на этапе заочного знакомства через резюме и сопроводительное письмо действуют приблизительно одинаковые правила игры.

Сопроводительное письмо вряд ли прочтет ваш непосредственный руководитель, большой начальник или директор по персоналу. Его прочтет рекрутер, скорее всего, с невысокой квалификацией, поэтому оно должно быть:

  • кратким; 
  • понятным по стилистике; 
  • лишенным всяких общих фраз и лирики; 
  • отвечающим на несколько принципиально важных вопросов.

1. Краткость

Есть разные мнения на тему того, сколько времени тратит рекрутер на прочтение вашего резюме, но в любом случае это время исчисляется минутами, опытные люди просматривают текст по диагонали очень быстро. На сопроводительное письмо тратится совсем мало времени, считанные секунды.

Поэтому двух-трех абзацев содержательного текста будет более чем достаточно. Не больше половины страницы, даже если это — работодатель вашей мечты.

Есть компании и люди, которых можно впечатлить предложением «Возьмите меня на работу, не пожалеете», но в таком случае ваше резюме и портфолио должны бить под дых мгновенно, а позвать вас на встречу должны сразу после получения письма. Не будьте излишне самоуверенны. Составьте адекватный небольшой текст.

2. Понятность

Рекрутер — как правило, человек на начальной ступени карьеры в HR. Не всегда, и это совсем не значит, что первая встреча с ним — ненужный и не заслуживающий вашего внимания этап, но в большинстве случаев — это люди с не самой высокой квалификацией. Вашего письмо должно быть понятным и по форме, и по содержанию.

Избегайте формальностей. Никакого обращения на «ты», никаких «эй, эйчар, приветствую!», совершенно лишнее — рассказывать о своей жизни со времен школы и пускаться в лирические описания вашего жизненного пути в сложноподчиненных предложениях. Это категорически отталкивающая форма.

Сопроводительное письмо — деловая переписка, а не флирт и не разговор по душам. Будьте понятнее, это многое упрощает.

3. Без воды и лирики

Приведу конкретные примеры. Нет ничего страшнее фразы «Я уверен, что мой опыт и профессиональные навыки соответствуют вашим требованиям». Когда рекрутер прочтет такую фразу в двухсотый раз, у него начнется нервный тик. С таким тиком ваше резюме обречено на неудачу.

Или: «Добрый день! Меня очень заинтересовала вакансия "Менеджер проектов" в вашей компании. Я считаю, что мой опыт в предыдущих компаниях соответствует предъявляемым требованиям, и я смогу принести пользу вашей компании, работая на данной позиции. Прошу рассмотреть мое резюме как соискателя».

Узнали себя? Оп — резюме в корзине.

А вот лирика: «...Работала много и с раннего возраста: в 9 классе лето провела в должности секретаря, потом преподавала немецкий и математику, работала экскурсоводом, воспитателем, баристой и даже журналистом в одном известном издании...»

Или: «Начнем с хороших новостей: я энергична, если я завожусь, то сношу препятствия и даже не замечаю их, я вечный фантазер и креативщик, при этом я ребенок с детской непосредственностью и открытостью миру. У меня нет авторитетов и зашоренного взгляда. Я живу по принципу "я все смогу". А еще у меня есть татуировка». И еще страница текста.

Или: «Но зачем я вам нужен? — спросите вы. На это есть много причин. Я назову две ключевые. Первая — это полное совпадение с вашими требованиями. Вторая — мой опыт, о котором лучше сказать в цифрах, дабы не грузить вас простыней текста». Дальше, как правило, простыня текста.

В приведенных примерах, к сожалению, ноль содержания. Но с избытком — хаотичности мысли и посредственности суждений. Не будьте смешными, будьте нужными, вызывайте своим профессионализмом зависть, даже если не подходите конкретно на эту вакансию.

Пусть рекрутер закроет ваше резюме с сожалением, что сейчас в их компании нет для вас работы. Пусть идет домой и рассказывает, какое классное сегодня у него в руках было резюме, какое отличное сопроводительное письмо.

4. Три ключевых ответа на вопрос

Сопроводительное письмо должно в полной мере, но кратко, отвечать на три основных вопроса: 

  • что вы умеете делать; 
  • чем вы можете быть полезны компании на этой позиции; 
  • за какие деньги вы готовы в этой компании работать (не объясняйте, почему, цифры или вилки достаточно).

Никто не учит нас в школе писать эссе с началом и логическим концом, а в американской школе ученики владеют этим навыком с раннего детства, но не стоит себя жалеть, стоит учиться. Так вот, после такого эссе у человека на той стороне экрана не должно остаться к вам никаких общих вопросов. Кто вы, сколько вам лет, мальчик вы или девочка, способны ли вы сформулировать свои мысли письменно, сколько вы хотите получать и почему вам интересна эта позиция по существу.

Будьте готовы к тому, что девять из десяти рекрутеров окажутся неспособны оценить ваши усилия, девять из десяти вам не ответят или усмехнутся — все это стоит того, чтобы один из десяти вас услышал. Пусть даже один из двадцати.

Закрепление

Что исключено:

  • жизнеописание — «родился в интеллигентной семье, учился на пятерки, искал себя, читаю такие-то книжки, вышиваю крестиком», «закончив школу, я волей случая оказался в творческом вузе и поступил на факультет такого-то мастерства»;
  • хвастовство и пафос: «сейчас я дошел до того уровня, когда для меня имеют значение не только интересные проекты или солидные финансовые перспективы, но и репутация компании»;
  • бульварная лексика и отсутствие формальных границ: «зачем я вам нужен? Все просто — я лучший (смайлик)».

Сформируйте для себя список компаний мечты. Пусть там будет тройка лучших. Напишите также, что готовы к общению в будущем. Дайте понять, что вы хотите там работать, пусть не сейчас, но через год. А вдруг там есть кадровый резерв (и ведь он на самом деле есть)?

И ничего не бойтесь. Поиск работы — труд, причем бесплатный. Пока вы ищете работу, особенно когда у вас ее нет, каждый день вы недозарабатываете определенную сумму денег. Отнеситесь к этим упущенным возможностям серьезно. И помните, и в переписке, и при личной встрече — нет ничего прекраснее честного и открытого разговора. Никто не любит чувствовать себя идиотом, даже, как ни странно, HR-менеджер. Исключения, конечно, есть, но, как правило, в очень специфичных и сложных компаниях, где подход к подбору людей совсем иной, и тут не подстроишься. Это — судьба.

Например, однажды мы прочитали такое письмо: «Поздравляю вас (название компании) с тем, что вы приняли на работу лучшего менеджера!» И все. К письму была приложена фотография с красивым девичьим лицом, но мало ли красивых девушек. Мы позвали ее больше из любопытства по поводу такой наглости. Она оказалась одним из лучших наших менеджеров, и делает, насколько я знаю, отличную карьеру в очень амбициозных и ярких проектах.

Смелость, честность и поменьше глупых условностей клерка средней руки. Говорите с HR-ом, он тоже человек.

И вишенка на торте: наличие фотографии очень упрощает нашу жизнь. Главное условие: без моря и дорогих авто на заднем фоне, купальников, ваз с цветами, вызывающих поз, надутых губок и паспортных вариантов. И поменьше креатива — вида в профиль, рожиц, нелепых и смешных аксессуаров. Живой открытый взгляд, качественная портретная съемка, достаточный размер фото, чтобы рассмотреть ваше лицо — большой и жирный плюс к первому шагу навстречу.


Читайте такжеКак составить хорошее резюме