Вы умеете правильно рассказывать о своих достижениях, но, бывает, работодатель предпочитает один раз увидеть, чем сто раз услышать, и вместе с резюме просит предоставить портфолио.

Портфолио — сборник лучших статей, картин, фотографий и прочих проектов специалиста, который демонстрирует его умения и навыки в той или иной сфере. И доказывает, что он не преувеличивает свои способности.

В каждом отдельном случае подход к созданию такого «собрания сочинений» будет отличаться. Например:

  • портфолио фотографа, модели, художника, дизайнера или архитектора наполняют преимущественно изображения и фотографии;
  • музыканта — звуковые файлы, записи;
  • учителя — уроки, программы, методическая деятельность;
  • копирайтера и журналиста — тексты.

Но существуют некоторые общие правила, придерживаться которых советует Work.ua.

1. Разделите работы по категориям

Так вы продемонстрируете разнообразие проектов, в которых выступали исполнителем. У журналиста это могут быть аналитические статьи, очерки, репортажи, заметки; у фотографа — свадебная съемка, портреты, детская фотосессия; у актера — снимки в разных ракурсах, в гриме и без. Не стесняйтесь добавить раздел, где вы покажете то, что делали для души, а не под заказ.

С чем лучше не усердствовать, так это с желанием выделить свою универсальность. Если, к примеру, вы метите на должность обозревателя экономических новостей, то не стоит включать в портфолио тексты о кондиционерах или детских колясках, даже если они гениальны и вы ими очень гордитесь.

2. Отберите 5-7 качественных работ

И это максимум. Такое количество даст возможность работодателю составить представление о вас, вашем уровне профессионализма, подходе к решению задач. Не добавляйте все свои работы, их никто не осилит просмотреть.

3. Определитесь с последовательностью

Как сгруппировать работы, решать только вам: в алфавитном порядке, по жанрам, направлениям, стилям, проектам, от лучших к менее удачным. Хороший вариант — сортировка по датам, так вы продемонстрируете этапы вашего развития в профессии в хронологическом порядке.

4. Добавьте описание

Название проекта, краткое разъяснение, задача, для кого он делался, сколько времени ушло на его создание. Не забудьте представить автора, то есть себя, имя и фамилию, контактные данные, фотопортрет.

5. Вычитайте

10 раз перечитайте текст или дайте на вычитку мужу/жене, другу, редактору, чтобы ни одна ошибка не затаилась в портфолио. Опечатки, стилистические неточности, отсутствие или наличие лишних запятых (особенно для работников пера) сыграют в минус.

6. Подумайте над дизайном

Будьте креативными, но знайте меру. Для работодателя главное — смысл, а не мишура. Не делайте «красиво и по-богатому», для оформления не используйте разные начертания шрифта, цвета, рамки.

7. Определитесь с формой реализации

Здесь есть два варианта — печатный или электронный. Первый используется непосредственно на собеседовании, второй (сайт, слайдовая презентация, PDF-файл) — отправляется вместе с резюме.

Идеальным является электронное портфолио. Оно всегда при вас на USB-накопителе, его можно посмотреть в интернете и в любое время переслать работодателю.

Создают его с помощью программ Photoshop, Illustrator, InDesign. Портфолио журналиста или копирайтера, оформленное в текстовом документе (MS Office, Open Office), выглядит не очень солидно, но допустимо. Только в этом случае следует предоставить ссылки на издания и ресурсы, где была опубликована та или иная статья, либо скриншоты. Если с компьютером вы не дружите, воспользуйтесь специальными сервисами с готовыми шаблонами, которые можно отыскать в интернете, или услугами дизайнера. Перед тем, как обратиться к специалисту, облегчите его задачу, продумайте приведенные выше 6 пунктов и подготовьте необходимые материалы.


И помните, портфолио — лучший ответ соискателя на вопрос работодателя «Почему мы должны нанять именно вас?». Оно поможет оценить профессионализм, грамотно преподнести на собеседовании навыки и опыт, а значит — достичь успеха в поисках работы.