Учитель — наставник, воспитатель, друг

Ольга Климентова
Учитель — наставник, воспитатель, друг
Работа, связанная с преподаванием, всегда считалась одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий. Каждый знает имена выдающихся педагогов и просветителей. Учитель — не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей особый.

Более того, очень много людей — прославленных мыслителей, писателей, философов, музыкантов — имели то или иное отношение к учительскому делу. Они организовывали свои школы, а их ученики и последователи развивали и дополняли идеи своих наставников.

В наше время те, кто мечтает хорошо зарабатывать и при этом не уставать на работе, вряд ли выберут путь школьного учителя. Педагогика — удел энтузиастов, которые с детства видели себя в роли наставника, мечтали «сеять разумное, доброе, вечное», формировать новое поколение. От педагогов требуется многое: быть корректными, внимательно относиться к детям, проявлять интерес к своей работе, предмету. Учитель должен уметь ответить на любой возникший у его воспитанника вопрос — относится тот к преподаваемой дисциплине или касается формирования детского мировоззрения.

Условия работы

Отличительными чертами настоящего педагога должны стать постоянное саморазвитие и расширение собственного кругозора, совершенствование методов работы. Современная жизнь непрерывно меняется, у детей теперь новые интересы, увлечения, идеалы. Чтобы завоевать доверие и расположение школьников, совсем необязательно разделять их взгляды, но знать о них необходимо. Хороший учитель должен проявлять предельную деликатность в отношении к детям, быть внимательным к тому, что им нравится. Необходимо учитывать, что все сказанное может сильно повлиять и на интеллектуальное, и на эмоциональное развитие ребенка.

Учителям постоянно приходится общаться не только со школьниками, но и с их родителями, бабушками и дедушками. Это люди, принадлежащие к разным социальным сферам, и с каждым из них надо найти общий язык, подобрать к ним ключик, завоевать расположение, чтобы и для них слова педагога были важны и они выполняли его рекомендации. От такого взаимопонимания многое зависит. Если родители с недоверием относятся к учителю, как тот сможет грамотно построить отношения с ребенком?

Часто педагогам приходится иметь дело с детьми из непростых семей. Что и говорить, большинство людей неидеальны, и в семьях бывает всякое. Если ребенок не получает поддержки и понимания дома, он должен найти все это у учителя.

Порой случается, что в семьях неправильно воспитывают детей, например формируют у них пренебрежительное или откровенно негативное отношение к учебе. Такая позиция объяснима. В 90-х годах прошлого века существенно обогатилась далеко не самая образованная прослойка населения. И часто родители — кто в шутку, а кто и всерьез — высказывают при школьниках свое мнение о том, что, дескать, образование совершенно не помогает преуспеть в жизни. Такие рассуждения дети запоминают, приносят их в школу. Вот тогда-то перед учителем встает одна из самых сложных проблем: как помочь ребенку расставить правильные акценты, не обидев при этом его родителей, не уронив их авторитета в глазах сына или дочери? В этой ситуации педагог должен деликатно разъяснить ребенку свою позицию.

В наше время учителям особенно трудно. Меняются не только программы обучения, то есть содержательное наполнение предмета, но и сам стиль, способ преподавания. Постоянно появляются новые методики, и за всем этим надо уследить, во всем разобраться. Не все преподаватели любят посещать курсы повышения квалификации, семинары и тому подобное, хотя такое обучение очень многое им дает, ведь речь идет не только о получении информации, но и об обмене опытом между коллегами. Такие встречи и непосредственное общение необходимы, чтобы специалисты не «застаивались», не привыкали пользоваться приемами лишь своего педагогического коллектива, искали новые пути и решения педагогических задач.

Кроме проведения уроков в обязанности учителей входят составление планов, заполнение журналов, написание отчетов и т. п. Поскольку программы обучения регулярно меняются, каждый год все приходится обновлять, переписывать заново. Но и обойтись без этого нельзя, и дело здесь не только в формальном требовании администрации. Планирование помогает избежать накладок, разночтений в программах по смежным дисциплинам, например по математике и физике, когда для объяснения материала по одному предмету требуются знания по другому.

Помощь учителя в выборе будущей профессии

Большинство людей выбирают будущую профессию еще во время обучения в школе, и на их решение часто влияют не только способности, но и отношение к личности учителя, который впервые открыл им дверь в ту или иную отрасль знаний. Человек, решивший стать учителем, должен быть готов к тому, что ему придется преодолевать множество трудностей и, несмотря на это, двигаться вперед.

Хороший педагог, заметив ошибку ученика, критикует в первую очередь себя самого.

Трудности учительской жизни известны всем: нагрузки, стресс, непростые отношения в школьном коллективе, бумажная волокита, колоссальная ответственность, зачастую ленивые и неблагодарные ученики.

Есть в педагогической деятельности и свои радости, скажем, видеть, как на глазах взрослеет человек, как пробуждается в нем интерес к знаниям, как с доверием и любовью идет он к тебе за советом. Все зависит от точки зрения самого специалиста, его отношения к работе, желания вложить в нее душу.

Карьерная лестница учителя имеет не так уж много ступеней: методист, завуч, директор. Причем, занимая любую из перечисленных должностей, можно совмещать работу с преподаванием. Методисты и завучи часто «вырастают» из обычных учителей. Но в зарплате по сравнению с ними не столь уж сильно выигрывают. Учителя-предметники обычно формируют методические объединения по профилю, наиболее опытные и уважаемые становятся председателями методических объединений. Развита в школах и профсоюзная деятельность.

Большинство учителей-предметников имеют еще одну нагрузку — классное руководство. Для одних это дополнительный крест, для других — необходимость заполнять журнал (иными словами, лишние бумажки), а есть такие, которые начинают считать «свой» класс практически собственной семьей. Вырастая, ученики навещают педагогов, все чаще убеждаются в их правоте, понимают, как много важного и нужного вложили те в их детские головы. Для настоящих учителей чувство сопричастности к делу формирования человека куда важнее зарплаты.

Желающие работать учителями, получая при этом достойную оплату, стараются попасть в частные школы: денег там платят в несколько раз больше, чем в государственных учебных заведениях, а нагрузка кажется меньшей. Но и тут не все просто: в частном секторе куда большая текучка кадров, чем во многих государственных школах. Почему же не сидится учителям на тепленьких местах?

В частной школе все иначе: и взаимоотношения в коллективе, и особенности общения с администрацией, и положение учителя по отношению к детям и родителям. Не имея над собой жесткого государственного контроля, такие заведения могут насыщать программу определенными предметами в ущерб каким-то другим. Концепция «что хочу, то и ворочу» не по вкусу консервативным педагогам, поэтому они предпочитают вернуться под крылышко гособразования: денег мало, зато душа спокойна. Но есть «частники», которые стараются придерживаться государственных стандартов, и некоторые учителя комфортно чувствуют себя в такой системе. К тому же многое зависит от ситуации и личных взаимоотношений педагога и директора.

На размер оплаты в государственных школах влияют количество часов, то есть уроков, которые учитель проводит, а также его разряд или квалификационная категория, наличие дополнительной нагрузки (классное руководство, методическая работа и т. п.). В некоторых категориях школ или классов существуют надбавки к зарплате. Кто-то из учителей подрабатывает частными уроками.

Безусловно, профессия учителя очень тяжелая, зато и одна из самых нужных. Всех нас во многом сформировала школа, и в первую очередь наши педагоги. Трудно переоценить заслуги талантливого учителя, который открывает перед ребенком дверь в мир знаний, влияет на формирование его жизненных приоритетов, закладывает основы его будущего, а значит, будущего цивилизации.


Читайте также

Комментарии (10)

О.Борисовна, 28.12.2011, 19:28
хорошая статья :)

для меня понятие "учительство" (образно) - это некий карьеризм по типу проживания жизни. это далеко не та работа, на которой можно "отработать и забыть". ан нет - тут вовсе нет ограниченных часов времени для работы - как раз то, что указывает на постоянную причастность учителя к делу. да и это как постоянная ноша, которую как взял - так и носишь - на работе ты, или нет.
Дарья Дзюба, 03.07.2012, 14:30
Статья отличная, спасибо! И самое главное, действительно затрагивает все аспекты работы учителя в школе. Помню, когда я начинала работу учителем, для меня административная работа - заполнение журналов, планов и т.д. - были в новинку. А классное руководство - это вообще было огромным грузом, потому что я была чуть-чуть старше своих ребят. И хотя я сейчас уже не преподаю в гос.учреждениях, а работаю частным образом, могу сказать, что все равно, эту работу, если ее любишь, не захочешь променять ни на что!
Валентина Моторина, 08.11.2016, 19:53
Я - ВЧИТЕЛЬ! 50 років педагогічного стажу пролетіли дуже швидко... . Я іншої долі не хочу... !
Петро Однорог, 14.03.2013, 13:06
Цікаво, якщо знайдеться вчитель котрий відповідатиме крітеріям вказаним в цій статі, виникає питання:

ЯКОГО ЛЯДА ВІН ПРАЦЮЄ ВЧИТЕЛЕМ ЗА МІЗЕРНУ ПЛАТНЮ???
Malinovskaya Viktoria, 29.07.2013, 22:13
Шановний Петро! Впевнена, що Вам не спадало на думку, що в нашій країні залишились люди, які розмовляють літературою мовою( на відміну від Вас) ... і працюють за покликанням...) Якщо Ви, звичайно, розумієте, що я маю на увазі!))))
Петро Однорог, 30.07.2013, 09:42
Вікторія, але погодьтесь, ви ж до їх числа не належите? :)))
Для прикладу навіть ваше коротке повідомлення містить смислову помилку. От ви пишете:

що в нашій країні залишились люди, які розмовляють літературою мовою

Отже. У вашому повідомлені виходить, що всі люди котрі залишились в Україні розмовляють літературною мовою. :))) І відповідно і я і ви і інші теж........
Ні, звісно я розумію, що ви хотіли сказати, але у написане вами вклавсь зовсім інакший смисл. :)))

Стосовно ж літературності мови, то я вас розчарую, літературною мовою не користуються в жодній країні.
Літературна мова це лише набір певних правил та сталих зворотів.
Окрім того літературна мова це не свята корова і з плином часу вона змінюється (інколи не в кращій бік, якщо зміни відбуваються на політичних мотивах (як це було з 1948 року коли українську мову намагались прилаштувати до російської)
Оксана Коваленко, 23.12.2013, 22:04
Работа учителя довольно почетна, но не в нашей стране, и не при сегодняшней заполненности гос. учреждений "старыми" кадрами, я хочу сказать что пока существует "совок", до тех пор будет существовать "гниль" и разложение общества.
Наталія Антоненко, 15.06.2014, 14:09
Все правильно,в нашій професії залишаються лише ентузіасти,але чим далі тим все скадніше. Поваги ні від дітей, ні від батьків не слід чекати (просто більшість взагалі не розуміє навіщо вчитися),а держава взагалі нехтує галуззю освіти як такою. Ось тому і маємо такий хаос в суспільстві.
Яна Кукаева, 15.08.2014, 10:33
О да. По поводу ''старых'' кадров согласна на все 100. Эти педагоги советской школы только детей калечат, мало из них толковых, а за места свои-то как держаться. Я уже около года пытаюсь найти работу учителя и где там.... все наводнено этими бабушками, которые абсолютно не изучают никаких новых методик, потому что советские, по их мнению, самые-самые, а новым специалистам, которые действительно хотят работать в этом направлении приъодиться либо официантом либо продавцом. Так обидно за это((
Валентина Моторина, 08.11.2016, 19:58
Постарайтесь, пожалуйста, относиться к старшим коллегам с уважением! Настоящий специалист в любом возрасте востребован!!!

Добавить комментарий

Чтобы добавить комментарий нужно войти.
Оставить комментарий