Рынок тренинговых услуг в условиях кризиса

Наталия Лозийчук
Рынок тренинговых услуг в условиях кризиса
В тренерской среде не принято говорить о неудачах. Люди, которые вдохновляют других на успех, постоянное развитие и совершенствование, неохотно признают и обсуждают вслух собственные проблемы.

С наступлением новых реалий ситуация меняется, и фраза «у нас нет заказов» для тренеров и консультантов становится, к сожалению, чем-то обыденным. Сами тренеры с грустью вспоминают былые времена, когда заказчиками был забронирован чуть ли не каждый день на несколько месяцев вперед, такой была востребованность корпоративного обучения еще совсем недавно.

Кризис внес свои коррективы

Спад экономической активности, финансовые трудности, сокращение штата... Только очень немногие компании могут позволить себе вкладывать деньги в ресурс, «который решает все», поэтому корпоративное обучение резко пошло на спад и сегодня не являются для многих компаний предметом первой необходимости. Скорее наоборот, для абсолютного большинства тренинг стал непозволительной по нынешним временам роскошью. «Мы работаем в режиме скорой помощи, нас вызывают тогда, когда становится совсем уж невмоготу, когда сами не справляются или не знают, что делать дальше», — в последнее время не раз приходится убеждаться в справедливости этой фразы бизнес-тренеров и консультантов.

Как следствие, ушла, в первую очередь, планомерность и системность обучения. Это и понятно: вопросы стабильной выплаты зарплаты, сохранения ведущих сотрудников, оптимизации структуры в целом куда более актуальны ныне. Заглядывать далеко вперед мало кто решается. Кроме того, остается незадействованным наработанный годами опыт по развитию руководителей и персонала. Эйчары, тренинг-менеджеры, корпоративные тренеры нередко остаются не у дел. Можно только представить, скольких усилий стоило запустить маховик непрерывного корпоративного обучения! Увы, пока он или приостановлен, или вращается еле-еле.

Потребитель стал требовательнее

Однако в нынешней ситуации есть и немало положительных моментов. Как отмечают эксперты рынка тренинга и консалтинга, сегодня заказчики корпоративных программ ставят во главу угла прежде всего результативность обучения. Канули в лету развлекательные шоу, когда под этикеткой «тренинг» проводились всевозможные мероприятия, рассчитанные исключительно на игру, азарт и юмор, а здравый смысл отходил на второй план. Тренинги не проводятся про запас или только для выполнения плана и расходования бюджета на обучение. Да и цену «всезнающим гуру от бизнеса», как и артистам эстрады, теперь диктует потребитель их услуг. В этом, наверное, есть рациональное зерно.

А раз требования заказчиков возросли, то тренинговые компании вынуждены предлагать исключительно высокоэффективные инструменты для решения злободневных стратегических и тактических бизнес-задач — оптимизации управленческих процессов, снижения затрат, повышения производительности труда.

Отмечается интерес к относительно свежим темам — тренингам по возврату дебиторской задолженности, управлению кредитами, стратегическим изменениям, риск-менеджменту, жестким переговорам, антистрессу.

Рынок очищается

Провайдерам тренинговых, консалтинговых и других образовательных услуг приходится искать новые формы обучения и основательно заботиться о качестве своей работы. Не все бизнес-тренеры к этому готовы — еще не так давно деньги на корпоративное обучение текли широкой рекой, и были среди тренеров такие «многостаночники», которые брались за то, в чем они некомпетентны.

Воистину ныне наступило время, когда те, кто учил и учит других строить успешный бизнес, сам вынужден решать (теперь уже для себя) аналогичные задачи, пользоваться своими же технологиями, на себе проверять свои рекомендации. Сегодня заказчик не хочет рисковать и потому обращается к тем, кто хорошо себя зарекомендовал, имеет высокую репутацию. Рынок очищается...

Переориентация компаний на внутренние ресурсы

Практичность и быстрое посттренинговое внедрение готовых решений, полученных за короткое время (чаще всего день или даже полдня), — именно это ценят сегодня потребители. Отрадно, что тренинговые технологии очень активно нынче используются в управленческих «штабах» для диагностики тех или иных проблем самих компаний. Многие руководители даже хотят обучиться самостоятельно проводить те же модерационные сессии, ведь скорость и профессионализм в принятии управленческих решений архиважны в условиях кризиса.

Тренеры, конечно, с опаской наблюдают тенденцию, при которой происходит переориентация компаний на собственные внутренние ресурсы в обучении и развитии сотрудников. Для них-то объем работы уменьшается, и где гарантии, что тот, кто знает (да и знает ли?), сумеет эти знания передать другим? Ведь известно, что хороший спортсмен — это не обязательно отличный тренер, а из хорошего актера не всегда получается гениальный режиссер.

Но есть шанс, что со временем такая ситуация положительно скажется на всем рынке бизнес-образования, ибо критическая масса тех, кто понимает значимость обучения для совершенствования себя и своих подчиненных, будет расти. А значит, рынок станет более цивилизованным, здоровым. «Впарить» некачественный тренинг-продукт будет уже сложнее, так как рынок получит "прививку" от сомнительных образовательных услуг.

Открытые тренинги набирают обороты

А для открытых тренингов (для всех желающих) нынешнее время имеет особое значение, этот рынок заметно развивается. С одной стороны, у тех, кто хотел бы учиться (а некоторые специально идут учиться в период «затишья», инвестируя в свое будущее), сейчас много возможностей. Цены снизились (или, несмотря на инфляцию, не повышаются), компании предлагают много новых вариантов обучения, поэтапную оплату услуг... А многообразие тематики обучающих программ просто поражает! Каждый день предлагаются какие-то новые подходы в раскрытии способностей и талантов. Учат, например, даже на гвоздях лежать и по горячим углям босиком бегать.

Предложений много, важно не ошибиться

С другой стороны, в этом многообразии легко ошибиться, особенно неопытному потребителю. По этой причине настоятельно рекомендую: старайтесь получить как можно больше информации до того, как примете решение. Ищите возможность предварительно "опробовать" тренинг на себе. Многие тренинг-компании и учебные центры организуют сегодня серии бесплатных презентаций и мастер-классов. Воспользовавшись этим, можно сэкономить и деньги, и время, а в итоге — получить хороший результат обучения.

Выходит, что кризис дает возможность всем — и производителям, и потребителям образовательных услуг — не на словах, а на деле помочь друг другу стать сильнее и успешнее в это нелегкое время.

Источник: тренинговый центр «Спикер»


Читайте также

Добавить комментарий

Чтобы добавить комментарий нужно войти.
Оставить комментарий