Испытательный срок на новой работе — это один из самых сложных периодов как для вчерашнего выпускника ВУЗа, так и для зрелого специалиста. Как показать, что вы — неслучайный человек в компании? Знает Work.ua.

Собственно, о трудностях

С какими трудностями сталкивается новичок на новой работе? Это неуверенность в собственных силах, в общении, боязнь ошибиться в работе, не оправдать ожидания работодателя или свои личные. Появление нового человека в коллективе расценивают по-разному. Часто видят в нем конкурента. А если человек — яркая личность, то обязательно найдутся те, кого она будет раздражать.

А еще стажер стесняется и не всегда может спросить, чего от него хотят. Да и обратную связь не всегда получает, которая дает возможность понимать, хорошо он работает, или подправить чего нужно. С появлением новичка в коллективе ждут, что либо ничего не изменится, либо каких-то качественных изменений, особенно, если профессия творческая. Как понять, чего хотят конкретно от вас?

Вот и появляется страх, что в конце испытательного срока вам скажут: «Извините, но мы думали, что вы другой. А вы не такой, как мы хотели». Как справиться со всеми этими возможными сложностями, а то и уже реальными?

Как преодолеть трудности новичку

Маркерами того, что что-то в первых рабочих днях идет не так, служат лица ваших новых коллег. Когда заходите утром на работу и говорите «Доброе утро» — сразу видно, кто к вам доброжелателен, а кому вы утро испортили только своим появлением. И если вы получили этот звоночек в виде «довольных» лиц коллег, нужно действовать.

1. Не нарушайте правила

За новым человеком пристально следят не только руководители, но и все остальные сотрудники. Часто могут ждать какого-то промаха, если в целом атмосфера в коллективе не самая доброжелательная. Если вы с этими правилами согласны — просто не нарушайте их (речь об опозданиях, дресс-коде и других внутренних постулатах).

Но если чувствуете, что правила только для вас, а не для всех, или вы просто с ними не согласны — тогда лучше оговаривайте с руководством их выполнение на берегу.

2. Знакомьтесь первыми

Вопросы коммуникаций для новых людей могут стать сущим адом, когда страшно подойти к кому-то первому, заговорить.

«Такой момент социальной инквизиции: когда ты обедаешь один, с тобой рядом никто не садится. Если есть проблемы с самооценкой, можно подумать, что проблема в вас. На самом деле нужно просто пережить этот момент и найти людей, с которыми есть общие темы по работе и/или вне ее. Такие в любом случае будут», — советует Галия, которая только прошла испытательный срок на должность руководителя проектов в крупной украинской промышленной компании.

Еще один совет от Галии — при первом знакомстве чем-то угостить коллег. Так представление нового человека приобретет дружественные нотки.

3. Просите о помощи

Люди безумно любят, когда их просят о помощи — тогда они чувствуют собственную значимость. Поэтому хороший инструмент для приобретения расположения человека — попросить совета, и неважно о чем: как лучше отправить письмо, сделать что-то, к кому обратиться и так далее. Если человек действительно поможет вам советом — он будет любить вас.

Единственное, не стоит это делать, когда коллега занят. Так вы проявите свои навязчивость и непонимание, что не очень хорошо.

4. Будьте умеренно инициативным

Не бойтесь проявлять инициативу, особенно в творческих профессиях. Еще один совет от дизайнера Дениса, который проходит испытательный срок в одной из продуктовых компаний:

«Я сидел поначалу в конце ряда. Получается, что все обсуждения проходили мимо меня, ну и я не сильно участвовал в жизни коллектива. Но я понял, что нужно быть заметным, иначе сложится мнение, что я никак не влияю на команду, на процесс, и могут возникнуть сомнения в том, насколько я нужен компании.

Поэтому я попросил, чтобы меня пересадили, чтобы я хотя бы мог слышать, что происходит. Как оказалось, так я облегчил работу всем коллегами, которые хотели обсуждать со мной рабочий процесс».

Но и не переступайте грань в инициативности. Особенно, когда вопросы не касаются вашей компетентности.

5. Поймите, кто для вас главный

В первую очередь нужно понять, кто за что отвечает в компании и кто принимает решение относительно результата вашей работы. Другими словами, кто решает, насколько хорошо вы сделали задачу. Не всегда это непосредственный начальник.

6. Доброжелательность — ключ к успеху

Лучшая и беспроигрышная модель поведения для новичка — доброжелательность, это однозначно. Как бы к вам не относились, только улыбка и хорошее отношение могут растопить лед и человеческую неадекватность. Даже если вы кому-то по-человечески не нравитесь, видя ваше положительное отношение, никто не будет идти на откровенный конфликт. Так вы заслужите либо натянутую доброжелательность, либо и вовсе расположение.


Work.ua советует вам четко определиться со своими ожиданиями от новой работы, не забывать профессионально выполнять свою работу и не допускать ошибок при первых знакомствах на работе. И помните, что испытательный срок не только для работодателя, но и для вас. Это ценное время понять, подходит вам компания или нет.