Независимо от профессии, должности и опыта, рано или поздно вы сталкиваетесь с критикой — либо вам указывают на ошибки, либо вы. Work.ua предлагает обсудить второй вариант, а именно: как правильно указать подчиненному, коллеге или шефу на ошибку без вреда для профессиональных отношений и карьеры.

Шеф — подчиненному

«Чем больше в человеке начальника, тем меньше руководителя», — это выражение как нельзя лучше расставляет все точки над «і» в отношениях шеф-подчиненный. Если вы хотите добиться уважения в коллективе и быть грамотным и справедливым руководителем, осторожнее с критикой.

Самое главное правило при оценке чужой деятельности — не переходить на личности, а критиковать непосредственно работу или ее результат.

Но для начала стоит похвалить подчиненного за проделанный труд, обратить внимание на положительные стороны (не мог же он абсолютно все сделать плохо), а затем четко и ясно указать, что именно было выполнено неправильно, где он совершил ошибку. Возможно, не лишним будет сказать, каким вы видите выход из ситуации. После этого приободрите подчиненного, чтобы он понимал, что его ценность в компании не снизилась, ведь ошибки совершают все, важно лишь уметь их признать, исправить и не повторять.

Имейте в виду: крик, унижение и угрозы увольнения — не метод построить сплоченный и эффективный коллектив. Никогда не оскорбляйте своих сотрудников таким поведением, иначе вам не заслужить их преданность и уважение.

Когда вы на одной карьерной ступени

Критика среди коллег вообще должна стать настоящим мастерством. Если к шефу, так или иначе, мы прислушиваемся (у него опыта больше и т.д.), то когда замечания делает коллега, воспринимаем все на свой счет.

Поэтому запомните, чего не нужно делать, критикуя людей, с которыми работаете:

  • Никакого назидательного тона. Не нужно никого поучать. Просто укажите на ошибку, посоветуйте, как ее исправить (если сами знаете) и вернитесь к своим обязанностям.
  • Не критикуйте при всех. Не ровен час, когда вы тоже сделаете ошибку, и тут-то обиженный коллега сможет вернуть вам «должок». Лучше выскажите свои соображения тет-а-тет.
  • Не задирайте нос. Не думайте, что если вы заметили чужой недочет, то вы лучше, профессиональнее и вообще успешнее других. Лучше используйте чужой опыт в своей жизни, чтобы не допускать похожих ошибок и внимательнее выполнять собственные задачи.

Критикуйте, помогая и развивая своих товарищей по работе, а не возвышаясь на фоне чужих недочетов.

Подчиненный — шефу

Да, представляете, начальство тоже иногда можно покритиковать. А может, даже нужно. Главное — мера. Итак, представьте, что руководитель то и дело нарушает собственноручно установленные правила. Например, приходит на работу значительно позже, объясняя это тем, что начальство не опаздывает, а задерживается. Разумеется, у руководства могут быть встречи, планы, прочие рабочие обстоятельства. Но если это регулярная практика и обычное неуважение к коллективу, должен найтись человек, который укажет ему на это. Не бойтесь им оказаться.

Как родитель для детей, так и руководитель для подчиненных должен быть примером для подражания. И если в компании установлены правила, ими должен руководствоваться каждый без исключения. Однако делать замечания боссу нужно еще уметь. Варианты «Ну и где вы были?/Почему опаздываете?/Сами с усами/На себя посмотрите!» и т.д. не годятся.

Лучше попросите начальство предупреждать вас о задержке, если ваша работа тесно связана. Или предложите изменить график рабочего дня для всех. К примеру, приходить на работу не ровно на 9:00, а с 9:00 до 9:30, а уходить, соответственно, с 18:00 до 18:30.

Словом, не указывайте прямо на ошибки, а позвольте руководителю самостоятельно сделать выводы из ваших ненавязчивых предложений.

Однако лучше всего еще на собеседовании при устройстве на работу поинтересоваться, как принято в компании, какие корпоративные ценности в ней присутствуют, как руководитель ведет себя с подчиненными и так далее. Чтобы в итоге не стать белой вороной, пропагандирующей уважение и равенство среди сотрудников и руководства.


Work.ua советует вам не избегать критики, ведь она действительно может улучшить работу отдельных сотрудников и коллектива в целом. Важно лишь правильно указывать на чужие недочеты и не забывать следить за собой!


Читайте также:

Как правильно воспринимать критику начальника

6 фраз, которые не стоит говорить коллегам