Work.ua в преддверии новогодних корпоративов прощупал пульс ивент-индустрии Украины и с радостью констатирует, что ивент-рынок в Украине выжил и остается перспективной отраслью со своими сложностями и возможностями.

Как раз о проблемах и перспективах мы говорили с молодой и необычайно притягательной руководительницей Plombir Event Company Наталией Чижовой.

Команда Наталии занимается организацией деловых и развлекательных мероприятий для корпоративных клиентов. Среди постоянных клиентов ещё молодого агентства крупные банки, международные и национальные компании, аграрные и юридические фирмы. Портфель клиентов, приобретенный всего за 2,5 года работы на рынке, по истине впечатляет.

Проблемы ивент-рынка

Как любая отрасль, ивент-бизнес во всем мире имеет свою специфику и историю: и если американским родоначальникам ивента уже более 150 лет, то в Украине — это молодой, развивающийся бизнес, которому не более 15 лет. Однако, уверенно можно сказать, что ивент в Украине — это рынок с высокой конкуренцией и очень низкой культурой.

Наталия Чижова называет сферу организации мероприятий в Украине чрезвычайно перспективной и выделяет основные проблемы:

  • Отсутствие на рынке площадки для коммуникации агентств (ассоциации, отраслевого сообщества и т.д.).
  • Неготовность украинских клиентов к креативным решениям.
  • Нехватка квалифицированных кадров на рынке.

Отсутствие на рынке площадки для коммуникации агентств

Неработающую сегодня ассоциацию ивенторов и отсутствие альтернативной площадки Наталия Чижова называет одной из основных проблем ивент-бизнеса Украины:

«Мы встречаемся раз в году на ежегодной премии Ukrainian Event Awards, а в сфере очень много проблем, которые требуют кардинальных решений:

  • Постоплаты — все чаще клиенты выбирают не креативное агентство, а «банк», который может предложить наилучшие условия кредитования.
  • Нечестные тендеры с минимальными сроками на подготовку, отсутствием личной встречи, странным брифом и непониманием клиентов, какой титанический труд проделывается командой на стадии генерации идеи и формирования коммерческого предложения.
  • Безответственные сотрудники, которые должны попадать в черный список и навсегда уходить с рынка, а не кочевать из одной компании в другую, очерняя лицо работодателей.
  • Отсутствие понимания ивент-культуры — агентствам необходимо вести просветительскую работу и рассказывать, что такое мероприятие и режиссура.

Это приводит к тому, что украинским агентствам, которые действительно делают красивые, качественные, концептуальные проекты, ежедневно приходится бороться со стереотипным мышлением и постоянными барьерами в реализации креативных решений».

Если эту статью читают представители ивент-индустрии — поддержите клич объединяться, чтобы воспитывать ивент-культуру, просветлять украинцев и вести честный бизнес. Полезное дело.

Неготовность украинцев к альтернативным решениям

«Сколько раз мы сталкивались с запросом от клиента, где он хочет что-то необычное, неординарное, эксклюзивное. А в итоге побеждает самая банальная из всех возможных концепций. К сожалению, понятие креатива в сознании агентств и клиентов не всегда лежит в одной плоскости. Для нас это — глубокая смысловая задумка, сложные декорации, технические решения, режиссура. Для заказчика зачастую это просто то, чего еще не было в их компании.

Именно поэтому мы все еще регулярно получаем запросы на проведение ковбойских, пиратских, гавайских и иже с ними вечеринок. Мы стараемся даже такие темы обыграть с новой, необычной стороны. Однако, реалии сегодняшнего дня таковы, что зачастую эти задумки разбиваются об ограниченный бюджет», — продолжает Наталия.

Нехватка квалифицированных кадров

Наталия называет две основные причины нехватки квалифицированных кадров на рынке ивента — неактуальность профильного образования и низкий уровень осведомленности об этой сфере, как таковой.

В Украине мало где можно получить специализацию event-менеджера. Те, кому интересно это направления, как правило, идут обучаться маркетингу, туризму или режиссуре.

«У нас в агентстве есть ребята, у которых был профильный курс организации мероприятий. Преподаватели-теоретики не успевают ознакомиться с тенденциями рынка на практике. А постигнуть тонкости ивента «по книжкам» просто нереально — слишком много подводных камней», — делится опытом руководитель Plombir Event Company.

Да, в Украине есть также частные школы и курсы, где можно учиться быть организатором мероприятий, и преподают там специалисты ивент-рынка, владельцы топовых агентств. Но это обучение сравнимо со школой моделей: учить за деньги можно всех, кто заплатил, но на выходе невозможно стать профессионалом, если ты не обладаешь базовыми характеристиками. Хорошо, если после обучения получишь адекватное восприятие отрасли — это уже маленький успех.

«К сожалению, многие ученики, прошедшие курс ивент-менеджмента, живут иллюзией того, что они уже готовые игроки и будущие профессионалы», — говорит Наталия.

Вот и получаем, что кандидаты, прочитав вакансию, приходят и не понимают, куда попали и что будут делать. Потому что мало что знают о сфере деятельности и не имеют четкой картинки. Часто даже не ищут информацию о компании, чтобы найти какое-то минимальное представление о работе, о проектах, миссии и целях организации.

«Мы постоянно задаем себе вопрос, как можно изменить эту ситуацию? Пришли к единому выходу: создавать внутреннюю систему обучения потенциальных кандидатов ещё на стадии отбора. В нашем случае это недельные бесплатные курсы, включающие базовые знания и тестовые задания "в поле". После такого обучения каждый участник поймет для себя, стоит ли ему отдавать себя ивенту или нет. А мы, как работодатель, имеем возможность провести глубокую оценку потенциала соискателей», — так решают проблему с кадрами в Plombir’e.

Наталия рассказывает, что часто слышит на собеседовании ответ на вопрос «Почему вы хотите работать ивент-менеджером?»«Потому что нравится дарить людям праздники». Из разговора с Наталией стало понятно, что это самое глубокое заблуждение.

Мероприятие — это эффективный инструмент для решения задач, которые остро стоят в компании и связаны с внутренними коммуникациями, нематериальной мотивацией команды, позиционированием бренда, диалогом и выстраиванием взаимоотношений с клиентами и партнерами. Согласитесь, что примитивное понятие «праздника» здесь несколько неуместно.

Какими могут быть мероприятия. Поиски новых решений

Мероприятие — это универсальная форма коммуникации, которой не хватает в обычной рабочей обстановке. Воплотить поставленные клиентом цели и задачи в одном проекте — тонкая и ответственная работа. А задачи могут быть, по словам Наталии Чижовой, самые разные:

«Целью тех же корпоративов может быть не только подарить праздник, как многие считают, но и сплотить команду, донести сотрудникам ценности компании, познакомить с новым руководством, презентовать какие-то новые идеи или планы, вдохновить сотрудников и вселить мысль всемогущества, повысить лояльность, сформировать корпоративную культуру».

Среди компаний появилась тенденция делать что-то полезное на корпоративах. Как пример, Наталия Чижова приводит проект, связанный с детским домом:

«Дети, ограниченные родительской любовью, выходя из интернатов не понимают, кем хотят быть, потому что видят только профессии воспитателя, директора и повара, не умеют готовить и обращаться с деньгами. К таким детям нужно перестать приезжать и просто дарить конфеты — нужно говорить с ними. Любая организация может пойти и научить какому-то навыку и рассказать о своей профессии».

Одно из мероприятий было посвящено тому, чтобы научить детей готовить. Команды волонтеров из числа сотрудников компании в нескольких регионах Украины посещала детские дома с кулинарными мастер-классами. В дальнейшем, ограниченным тиражом была выпущена кулинарная книга «Рецепты Доброты». Автором рецептов выступила Даша Малахова — человек, который огромное количество своего времени посвящает именно социальным проектам. В книге был представлен фотоотчет с волонтерских поездок. А сами издания презентовались женщинам-клиентам Альфа-Банка на Восьмое марта.


Пример альтернативного проекта для организации, в которой трудится большое количество талантливых людей, — корпоративное реалити-шоу. Профессиональные режиссеры и сценаристы на один день превратили сотрудников в работников других структур. Так, к примеру, банкиры становились фермерами и под прицелами телекамер доили корову, кормили коз и гонялись за поросятами. Подобное мероприятие доказывает, что настоящая команда может справиться с любыми задачами, даже самыми новыми и на первый взгляд сложными.

Достигнуть поставленной цели можно с помощью самых разных мероприятий. Главное, быть готовыми к экспериментам и открытиям, идти в ногу со временем — уверена Наталия Чижова:

«Наш ключевой клиент — компания Microsoft, суперинновационная, высокотехнологичная и находящаяся в постоянном развитии — это обязывает и нас быть всегда на шаг впереди. Поэтому мы, организовывая какие-то корпоративные мероприятия, часто предлагаем создавать внутрикорпоративные сети для общения, если их нет, проводить онлайн-конкурсы до мероприятия и внедрять другие фишки, открывающие дополнительный канал коммуникации с сотрудниками».

Особенности работы ивент-менеджера, обязательные качества

Ивент-менеджеры — это управленцы. В вопросе мероприятий они должны общаться с клиентами, узнавать цели мероприятия, аудиторию, бюджет и получать полную картину ожиданий. Дальше с помощью мозгового штурма нужно найти идеальный концепт мероприятия. На этом этапе, да и в целом в работе, умение творчески мыслить, всегда иметь в голове идеи — одно из важнейших качеств ивент-менеджера.

После утверждения проекта с клиентом нужно его реализовать: собрать воедино всех подрядчиков — техническое и звуковое обеспечения, артистов шоу-программ и т.д. — и проконтролировать их идеальную работу. Здесь нужно уметь просчитать все риски и заранее их предотвратить.

«Нужно понимать, что для клиента его проект — самое важное и ценное, и что мы просто не можем его подвести. Мы несем ответственность за каждый элемент мероприятия, даже тот, который напрямую от нас не зависит», — о специфике работы трепетно рассказывает Наталия Чижова.

Ивент-менеджер — действительно сложная профессия, потому что остро требует гармоничного сочетания аналитического и творческого склада ума, чтобы педантично и безошибочно просчитать бюджет и написать яркий сценарий мероприятия под конкретную аудиторию.

«В профессии выживают гиперответственные и гипервыносливые перфекционисты. И именно выживают, потому что интенсивный режим работы на износ с минимумом сна и еды не каждому характеру под силу. Если вы нытик по натуре, то не справитесь с этой работой уже в первый месяц такого темпа "мясорубки"», — безапелляционно заявляет собеседница Work.ua.

Наталия из личного опыта говорит, что только около 5% из всех, кто пытается попасть в сферу ивент-бизнеса, становятся профессионалами и обладают нужными качествами для этой работы. Но все не так критично, если заниматься частными мероприятиями, конференц-сервисом или организацией свадеб — специфика таких ивентов несколько мягче и податливее.

«Начинать пробовать себя в ивент-бизнесе нужно, когда очень молод, полон энергии и амбиций. В этой сфере нельзя пытаться делить работу и личную жизнь. Лично я нашла свой баланс и гармонию именно в том, чтобы жить каждую секунду, здесь и сейчас, без градации на рабочее и личное время. Я просто кайфую от проектов, от клиентов и от команды, которая рядом», — напоследок делится Наталия Чижова.


Ну что, как думаете, ивент вам по зубам? На сайте Work.ua есть подходящие вакансии ивент-менеджеров.