Теория поколений в последнее время остро обсуждаема в обществе. В частности о поколениях X, Y и Z говорят все чаще среди HR-ов, потому что это действующие и будущие игроки рынка труда. Work.ua также задался вопросом, кто эти люди и в чем их особенности.

Разбираться начнем с середины — поколения Y, они же «миллениалы». Помогает нам в этом Куликова Ульяна, руководительницы бизнес-школы ПРОФИ, теоретик и практик в вопросе теории поколений.

— Почему Вы решили, что разбираетесь в вопросе поколения Y? Ведь существует мнение, что душу хипстера может понять только хипстер.

Смеется. В вопросе есть корректная и некорректная составляющая. И я не про сам смысл, а про формулировку. Правильно то, что действительно новому поколению присуще группирование в рамках различных субкультур. Неверно то, что только хипстеры относятся к поколению Y. В настоящее время мы видим вокруг огромное количество субкультурных образований и кроме хипстеров есть тви, нью эйдж, толкенисты и т.п. Согласно классике теории поколений, все люди, рожденные в период с 1981 по 2000 гг относятся к игрекам. Но на нашем постсоветском пространстве было бы верно выделять в группу нового поколения ребят, родившихся в период с 1991 по 2000 гг. Видите, как много нюансов ;)

Почему я считаю себя специалистом в этой теме? Прежде всего потому, что я имею хорошую теоретическую основу теории поколений, затем, безусловно, огромный практический опыт (у меня были и есть сотрудники из нового поколения, друзья и даже бизнес партнеры). И, конечно, как тренер и инструктор я умею наблюдать, анализировать и делать практически полезные выводы, которыми с удовольствием делюсь в рамках своих обучающих программ или личных консультаций.

— Какие нововведения в обществе уже устоялись, но их привнесли люди из поколения У?

Интересный вопрос! Например, навык удерживать внимание «трех экранов». Никогда за собой не наблюдали? Нам уже недостаточно смотреть только телевизор, мы периодически просматриваем ленту фейсбука на айпаде, и одновременно отвечаем на сообщения из чатов в телефоне. Мы уже не только привыкли к очень плотному информационному потоку, но и научились комфортно жить в этом пространстве, вместе с новым поколением.

Что касается бизнес-жизни, то уже привычным стало создание в компаниях специальных пространств для отдыха или даже работы (зеленые коврики, мягкие пуфы, вкусности). Потому что миллениалы любят расслабленную атмосферу и приятную рабочую ауру (уж такие они). Многие фирмы давно и очень верно взяли это себе на вооружение. В одной из офисов моего знакомого, где работают ребята только 20+, при входе необходимо разуться и одеть домашние тапочки. Сотрудники говорят, что это позволяет им чувствовать себя как дома, поэтому не возникает напряжения из-за смены пространств и эффективность их труда возрастает.

— В Украине есть определенная прослойка молодых бизнесменов, хотя это слово даже как-то не звучит. Слишком уж оно из 90-х. Назовем их стартаперами в широком смысле, не только в айти сфере. Так вот, кажется, что сейчас они на пике успеха — не работают, а занимаются любимым делом 24/7, их обожают за то, что они такие особенные и все хотят быть в тусовке с ними. Как думаете, что их ожидает дальше? Будет ли спад? Как застраховаться, чтоб его не было? Какие меры предпринять этим ребятам на волне успеха?

Ой так много всего можно рассказать по этому поводу. Первое и самое главное: то, что они не работают — это, безусловно, иллюзия, и грамотно выстроенный имидж, а уж в этом игреки виртуозны! Поверьте «вкалывают» они как надо (уж простите меня за этот термин из 90-х), если мы говорим, конечно, о владельцах собственного бизнеса. В будущем их ожидает только успех, как и все наше общество, но при одном большом условии.

Волна популярности стартапов понятна — новое поколение отлично улавливает все тренды и необходимости современного общества и сразу же предоставляет готовые решения (действительно, неважно о какой сфере мы говорим), и их планы завоевать мир всегда восхищают. Но они абсолютно не умеют выстраивать процессы. А последнее крайне необходимо для стремительно развивающихся компаний, в которых после 20-го сотрудника уже невозможно ручное управление. Классических инструментов построения бизнеса у миллениалов нет, они их не учили, как мы, например, на магистерских программах годами.

Игреки — это студенты короткого кадра: тренинги, вебинары, интенсивы — в лучшем случае. Поэтому то что необходимо взять на вооружение — это не пожалеть вложений в выстраивание процессного бизнеса и стратегических, финансово обоснованных, планов развития. Для этого на каком-то этапе необходимо будет покупать хороших специалистов или искать аутсорс. Вот вам уже и новая идея о взаимоотношениях разных поколений и их необходимости друг в друге.

— Какие еще изменения на твой взгляд они привнесут в мир и в частности в жизнь Украины?

То, за чем я наблюдаю с замиранием сердца — так это внедрение в жизнь теории «голубого океана». А это ведь тоже стратегия, которая абсолютно понятна новому поколению. Соединить ранее несоединимое. Создать кафе-офис-тренинговый центр, парикмахерскую-бар, заправку-химчистку, парк-магазин. Придумать барахолку для трендовых вещей, ивент по обмену книгами, впечатлениями, письмами и старыми конвертами, огромное количество уличных фестивалей разных форматов и т.п.

Игреки прекрасны в своем творчестве, в поиске нового, в экспериментах. И этим они украшают мир и Украину. Данные тенденции будут продолжаться. Мне такие изменения очень симпатичны. Я с удовольствием посещаю новые заведения, мероприятия, пространства.

— Так все сладенько звучит — и многозадачные они, и креативные, и честные, и глобальные. Есть ли у них недостатки, которые мешают им лично... внутри?

Конечно, есть. Нет идеальных поколений, нет идеальных людей. Что мешает внутри? Глобальное чувство одиночества, как бы странно это не звучало. Несмотря на то, что новое поколение — это как одна большая дружная тусовка, на самом деле это не так. Игреки эмоционально поверхностны, если можно привести такую метафору. Они скорее будут избегать глубоких чувств, сильных переживаний. И с удовольствием заменят их, например, пиковыми эмоциями, получаемыми во время экстремального спорта.

Но это не тот спектр, который бы удовлетворил до конца их неспокойную душу и гложущее чувство одиночества где-то глубоко внутри остается. Самые распространенные заболевания миллениалов будут связаны с депрессиями и нервозами, маниями или фобиями. Так что, как видите, не все уж так сладенько.

Поэтому и появилось в социуме такое понятие, как эмоциональный интеллект. Людей учат: осознавать, распознавать, отличать, рефлексировать свои эмоции. Учат! Потому что сами они не могут.

— Чему, по Вашему мнению, им нужно научиться?

Учиться не быть поверхностными, учиться быть профессионалами, учиться процессно подходить к задачам. И, конечно, учиться не отвергать, не «обстебывать», не отказываться от наработок всех предыдущих поколений.


Желаю всем читателям Work.ua, к какому бы поколению вы не принадлежали, успехов!

А вы себя можете отнести к пколению Y? Делитесь своими наблюдениями в комментариях: