Приведенные ниже рекомендации помогут вам понять, как следует вести себя, чтобы заинтересовать работодателя и получить приглашение на работу.

Уверенность в себе

«Почему вы пришли сюда? Что вам здесь нужно?!» — кадровик нехотя отрывается от бумаг и смотрит на очередного «соискателя» работы. Этот часто применяемый опытными менеджерами по персоналу метод называется «агрессивным». Да, неприятно, но именно таким образом сегодня многие менеджеры проверяют на стрессоустойчивость потенциального работника, мол, сможет ли он достойно выйти из этой ситуации, так сказать, в режиме цейтнота.

Здесь подразумевается то, что, как правило, настоящий профессионал, т.е. с устойчивой нервной системой, немного удивленно, но все же спокойно ответит на эти вопросы. А неуравновешенных людей видно сразу, они начинают хамить или немедля уходят, хлопнув дверью.

Тень прошлого

Если, отвечая на первые вопросы, будущий работник не растерялся, вывод — к стрессам он устойчив. Далее начинается еще одна проверка кандидата на очень важный аспект — чистая биография и честность. Само собой разумеется, престижные компании очень скрупулезно подбирают персонал. Поэтому лучше, если у претендентов на должность нет судимостей, и они не пребывают на учете у психиатра.

На самом деле проверить биографические данные будущего работника не так-то просто. Законодательство не позволяет работодателям требовать от человека, который пришел устраиваться на работу, полной информации о своей личной жизни. Тем не менее, кадровик может сам поинтересоваться теми или иными интересующими его аспектами жизни потенциального сотрудника.

Действующее трудовое законодательство не возлагает обязанности на лечебные учреждения, в том числе психоневрологические, предоставлять работодателям информацию о своих пациентах. Более того, законодательство обязывает лечебные учреждения хранить и не разглашать такие сведения. Так же и работодатель, согласно требованиям законодательства, не имеет права разглашать информацию о своих работниках — как бывших, так и нынешних. Поэтому, если с целью узнать у вас побольше, менеджер по персоналу позвонит на прежнее место работы, знайте, что бывшие коллеги не имеют права рассказывать вашу биографию. Хотя, разумеется, это требование закона в Украине практически не соблюдается.

Менеджер по персоналу должен быть хорошим психологом. И вправду, очень часто навыки психолога позволяют узнать о человеке больше чем достаточно. К примеру, почесывание головы или уха — затруднения в поисках правдоподобного ответа на замысловатый вопрос, кривая (асимметричная) улыбка — человек находится в состоянии стресса, отведенные в сторону глаза — человек что-то скрывает и т.д. и т.п.

Детектор лжи

Вместе с тем, некоторые компании выбирают более простой и модернизованный способ, чтобы отличить правду от лжи: на Западе в общении с претендентом довольно-таки давно распространилось применение детектора лжи (так называемый полиграф). Этот прибор способен распознавать ложные ответы претендента по изменению его пульса, давления, мышечной активности и потоотделения.

Что касается Украины, у нас детекторы лжи все чаще начинают применяться в фармацевтической промышленности, так как здесь очень важно, чтобы люди, работающие в этой области, в прошлом и в настоящем не имели дела с наркотиками. Используют детекторы лжи и в крупных банках. Операции с деньгами — дело не шуточное!

Традиционный детектор лжи фиксирует изменения физического состояния претендента, который проходит испытания, но функции его этим ограничиваются: оценить результаты и принять решение о приеме на работу соискателя (или об отказе в приеме на работу) — задача людей. Поэтому полагаться на детектор лжи полностью не стоит.

Контроль ситуации на собеседовании

Претендент на трудоустройство, проходя собеседование, должен влиять на его ход своим поведением. То есть пассивного ожидания вопросов от кадровика и предоставления ответов на них может быть недостаточно для достижения желаемого результата, которым является получение приглашения на работу.

На сегодняшний день подходы к приему на работу меняются прямо на глазах. Так, к примеру, 90% британских фирм проводят жесткие собеседования, прямо-таки бомбардируя кандидатов совсем неожиданными вопросами. Диапазон вопросов огромнейший. Кандидата могут, к примеру, спросить, кого из известных людей он пригласил бы на ужин, ну или могут просто попросить рассказать о себе что-нибудь такое, что он ни кому до этого не говорил. Эти убийственные, неожиданные и как бы не относящиеся к делу вопросы направлены на то, чтобы дезориентировать кандидата, лишить его способности отвечать на вопросы, тем самым загнав в тупик. Для работодателей и работников отдела кадров этот метод — наилучшая проверка того, как человек реагирует на непредсказуемости и ведет себя в стрессовых ситуациях. Также это позволяет проверить общеобразовательную подготовку и кругозор соискателя.

Советы соискателям

Не так страшны собеседования, как их рисуют. Специалисты советуют честно и вдумчиво отвечать даже на самые неожиданные и странные вопросы. Конечно же, не стоит говорить первое, что пришло в голову, но и затягивать с ответом тоже не стоит. Нужно стараться все время быть собранным, отвечать немногословно, но уверенно.

Если вопрос не понятен — правильнее будет его уточнить, переспросить, а не говорить все подряд, что бы просто не молчать. Помните, что Вы не обязаны отвечать на очень личные вопросы. А если вам кажется, что менеджер по персоналу переходит все границы, вежливо поставьте его на место (законодательство тому в помощь!).

Разумеется, без домашней подготовки к предстоящему собеседованию не обойтись. Собственное резюме необходимо знать «от и до». Хорошо бы еще навести справки о компании, в которой будет происходить собеседование — эти знания могут очень пригодиться, в случае чего Вы покажите работодателю, что не пришли сюда «на авось», а все, что связанно с компанией, вас действительно интересует.

Ни в коем случае не играйте в «поддакивание». Задавайте вопросы сами. В первую очередь, вы должны для себя выяснить, подходит ли вам эта работа. Записывайте услышанное во время собеседования! Во-первых, так вы покажите, что вам действительно важно все, что говорит потенциальное руководство, а во-вторых, эти записи могут пригодиться при последующих собеседованиях. В конце собеседования всегда спрашивайте, когда с кем можно связаться и к кому подойти (очень часто люди уходят, а потом неделями ждут ответа, а его все нет и нет… согласитесь, лучше самому позвонить и услышать «приговор»).

И еще несколько важных моментов

Претенденты часто допускают однотипные ошибки, которые портят впечатление о них и отбивают желание у работодателей обращаться к ним в будущем. Ниже приведены самые распространенные из ошибок.

Пунктуальность — индикатор порядочности (Н. Шилохвостов). Опоздание на собеседование не добавит никому плюсов, но если это произошло случайно, необходимо найти возможность предупредить того, кто будет проводить собеседование.

Без вежливости мы не можем быть правдивыми (Макс Фриш). Слова благодарности, приветствия и прощания оставляют о человеке самое приятное впечатление, а также подчеркивают уровень его воспитания и образования.

Встречают по одежке, а провожают по уму. Большинство работодателей придают большое значение внешнему виду кандидата. Джинсы и майки лучше оставить дома.

И последнее. Практически все кадровики с подозрением относятся к кандидатам, интересующимся только «материальной стороной вопроса». Этот вопрос действительно важен, но задавать его нужно в последнюю очередь, после выяснений официальной миссии компании, перспектив роста, организационной структуры и т.д.

Профессиональных успехов вам и новых карьерных вершин!


Источник: novostiua.net