«Текст о себе» — тема, которая близка каждому, убежден Work.ua. Нам регулярно приходится презентовать себя в профессиональной среде: в сопроводительном письме, во время интервью, на работе, во время встреч.

Как рассказать о себе так, чтобы ваши навыки и интеллект хотелось купить вместе с вами, рассказывает редактор, коммерческий писатель, автор и лектор курсов о редактуре, финансах и мотивации Максим Ильяхов.

История

В прошлом году мне потребовался писатель: спокойный и с пониманием бизнеса. Я написал в блоге вакансию, в качестве тестового задания попросил рассказать о себе. Вакансию перепечатал популярный сайт о работе, и её увидел «широкий круг читателей», а я получил сто откликов.

Когда я отфильтровал сумасшедших, оставшиеся кандидаты разделились на три категории: биографы, формалисты и творческие.

Биографы: «Я родился в 1988 году в Майкопе, республике Адыгея. Закончил школу такую-то с отличием. В таком-то году поступил в Кубанский государственный университет на такой-то факультет. Увлекаюсь фехтованием и верховой ездой, слушаю Бетховена и гангстерский рэп, любимые писатели — Достоевский и Мураками».

Формалисты: «Прошу рассмотреть мою кандидатуру на должность «Писатель для интернет-СМИ». Меня зовут Иванова Ивонна Ивановна, 23 года, выпускница факультета иностранных языков и регионоведения ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова». Я стрессоустойчива, обучаема, ответственна и хорошо работаю в коллективе».

Творческие: «Рассмотрите мою мимимишную кандидатуру. Я с текстом с детства, родители называли меня юным Пушкиным, а когда я подрос и меня не убили на дуэли, я понял, что моя жизнь должна быть связана со словотворчеством и словоткачеством. Я хронический текстоголик, текстофил и текстоман».

Все эти отклики — мимо. С такими кандидатами не о чем говорить, даже если там выпускница моего родного иняза. Люди пишут не о том. Люди не знают секрет.

Секрет хорошего текста

Хороший текст должен быть о читателе. Не о вас, не о продукте, а о том, что волнует читателя.

ПлохоХорошо
Какой я хороший Чем я буду вам полезен
Какой хороший товар Как этот товар решит вашу проблему
Как устроен мир Как вам жить в этом мире
Как живут звезды Как вам жить, чтобы быть, как звезды
Я хороший, я пригожий, я пишу как бог Я помогу вам решить писательские задачи в деловом СМИ

Давайте разберем случай с моей вакансией. Вот что мне важно узнать о кандидате, чтобы начать разговор:

  • Как человек пишет? Где почитать?
  • Разбирается ли он в бизнесе?
  • Какой у него опыт?

При первом знакомстве меня не волнует биография, интересы, образование и творческая жилка. Я ищу нормального исполнителя. Вот как стоит откликаться на мою вакансию:

Меня зовут Ивонна, хочу работать писателем в вашем деловом СМИ.

Пишу для интернет-журналов с 2010 года. Лучшие работы:..

Есть опыт в бизнес-темах: в прошлом году писала статьи для делового журнала «...». Темы — финансы, управление... Лучшие статьи:..

Как узнать подробнее о задаче? Если есть тестовое задание, буду рада попробовать.

С вакансией просто: в ней работодатель открыто говорит, что он ищет в исполнителе. Но если вакансии нет, нужна система.

Система

Прежде чем писать, хороший автор размышляет над тремя вопросами:

  • Для кого я пишу? Что эти люди знают, а что — нет?
  • Почему и в какой ситуации эти люди прочитают текст? Чего они хотят?
  • Что им интересно в связи с моим продуктом?

Допустим, кандидат на вакансию готовится писать письмо:

  • Для кого? → Для незнакомого человека, у которого есть потребность в писателе для делового СМИ.
  • Почему и как он прочитает мой текст? → Он увидит его в почте среди многих писем от других кандидатов (скорее всего, больных и неадекватных). Вместе с тем, у него мало времени.
  • Чего он хочет? → Максимально быстро найти адекватного кандидата, который решит его проблему.

Цель кандидата, исходя из этой логики: «Помочь незнакомому человеку сразу увидеть, что я решу писательские задачи в его деловом СМИ».

Все, что этот кандидат теперь будет писать, будет работать на цель текста. Каждое предложение поможет достигнуть цели. Все, что не по теме, удаляется. Особенно та часть про фехтование.

Применим

Теперь применим эту систему к задаче «Написать текст о себе». Уточним задачу: «Текст о себе на главной странице личного сайта. Задача сайта — продавать мои услуги как свободного разработчика».

Фантазируем ответы на вопросы:

  • Для кого? Для тех, кто ищет разработчика. Они пришли ко мне на сайт с Freelance.ru. Это могут быть как технические директора и руководители разработки, так и просто клиенты.
  • Почему и как прочитают? Потому что они выбирают себе программиста в штат или на сдельную работу. Они нашли меня в интернете и теперь изучают внимательнее.
  • Чего хотят? Найти самостоятельного, ответственного и квалифицированного разработчика, у которого не надо стоять над душой.

Миссия — «Помочь читателю увидеть, что я сниму его проблемы по разработке, потому что я квалифицированный, самостоятельный и отвечаю за результат». Поехали:

  • Я веб-разработчик: пишу приложения и запускаю онлайн-сервисы. Мой профиль — высоконагруженные системы и интернет-платежи.
  • Работал в «Яндексе» и Mail.ru. Разработал и запустил платежный сервис «Деньги плюс». С 2010 года поддерживаю и дорабатываю «Мою почту».
  • Предпочитаю делать проект с нуля: создавать архитектуру, прототипировать и строить бэкэнд. Мне помогает команда дизайнеров и фронт-эндеров.
  • Сдаю проекты вовремя, потому что следую методу несдвигаемых дедлайнов. Работаю по договору, несу материальную ответственность за срыв сроков.
  • Буду рад обсудить задачу:..

Обратите внимание на аудиторию: мы пишем не в принципе для всех людей, которые придут на наш сайт, а именно для тех, кто может стать клиентом.

Эго и польза

Мы никому не интересны. Кроме наших родителей, супругов и ближайших друзей, наше существование никого не заботит. Люди интересны друг другу настолько, насколько они друг другу полезны.

Поэтому в хорошем тексте «О себе» не будет ничего о вас. Текст будет о том, чем вы полезны. Если текст для потенциальных клиентов — он будет о том, как вы решите их задачу. Если для сайта знакомств — о том, какой из вас хороший партнер.

Схема

Если десять раз написать текст о себе для разных мест, увидишь закономерности. Текст будет складываться примерно одинаково:

Чем ты полезен → В чем особенность → Чем докажешь → (Что еще) → Приглашение связаться

Понятно, что это только шпаргалка: не нужно ее с силой запихивать туда, куда она не лезет. Хотя и лезет она почти везде:

  • На личном сайте, для потенциальных клиентов: Я графдизайнер → Специализуюсь на карамели и модноте → Рисую иконки для Ozon и Amazon → Иногда срываю сроки, но никогда не жертвую качеством → Буду рад помочь:..
  • На форуме графдизайнеров: Дизайнер, работаю в Photoshop, Sketch и Illustrator → Специализируюсь на карамели и тенях → Вручную делаю субпиксельный антиалиасинг → Сайт:..
  • На сайте знакомств: Дизайнер, 27 лет, Москва. Ищу девушку для создания семьи → Увлекаюсь плаванием и бегом. Веду собственный бизнес → Пою соул и фанк в группе → Люблю музыку семидесятых → Электронный адрес:..

Тут слышатся вопли, что на сайте знакомств нужно писать про душу, про чувства и пролюбовь. На самом деле нет: при первом знакомстве эти слова выдают отчаяние и нужду.

Миссия и позиция

Мой персональный пунктик — формулировать не только пользу, но еще миссию и позицию. Это не везде нужно, но если получается, то прямо вау.

Миссия — это ответ на вопрос «Зачем ты работаешь?»:

  • Хочу создавать учебники, которые будут вдохновлять школьников заниматься наукой.
  • Мне интересно улучшение навигации и городской среды. Хочу делать города удобными и экологичными.
  • Помогаю компаниям строить уважительные и долгосрочные отношения с клиентами.

Миссия помогает найти единомышленников и отвадить левых людей. Это как на сайте знакомств написать, что вы фанат группы «Ария»: кто-то закроет страницу, а кто-то сразу позовет на свидание.

Позиция — это ответ на вопрос «Что для тебя неприемлемо»:

  • Я не работаю в офисе и не торгую временем. Если вам нужен карманный дизайнер на полный рабочий день, я не смогу быть вам полезным.
  • Работаю только по договору. Как-нибудь договориться — не вариант.
  • Не работаю с производителями табака и алкоголя, форексами и сетевым маркетингом.

Позиция — это частный случай «травления лески». Вы показываете отсутствие нужды: вам важнее сделать хорошо, а не заработать любой ценой. К вам больше доверия.

Эмоции

Вот вы подробно и уважительно написали о том, что интересно читателю. Доказали, почему именно вы. Объявили миссию и позицию. Оставили способ связи. Получилось как-то так:

  • Я музыкант и композитор. Озвучиваю и пишу музыку для рекламы и фильмов, подбираю и лицензирую музыку для ресторанов, клубов и торговых центров. Делаю мастеринг для радио и телевидения.
  • Специализируюсь на народной музыке Востока и Латинской Америки. Работаю с сессионными музыкантами из Перу, Венесуэлы, ЮАР, Индии и Китая.
  • Моя цель — распространять знания о жизни и культуре народов мира через музыку и песни. Для этого веду подкаст о народной музыке мира и преподаю перкуссию в Московском доме музыки. Буду рад сотрудничеству с близкими по духу образовательными проектами.
  • Работаю по договору. Не пишу музыку для рекламы сигарет и алкоголя.
  • Пишите:..

Теперь подумайте об изюминке: какой-нибудь детали, которая вызовет эмоцию и благодаря этому запомнится.

Эмоции получаются не из-за особых слов, а из-за эмоциональных понятий и событий.

Изюминка должна быть одна. Не мельчите и не рассыпайтесь в шуточках, это выглядит жалко.

НетДа
Страстный, чувственный и пылкий Родился в Аргентине в семье революционера и актрисы
Дерзкий и опасный Езжу на белой «Приоре»
Ироничный мизантроп  При встрече обязательно спросите о моих татуировках


Work.ua надеется, что эти советы помогут вам говорить о себе ярче и привлекать к себе внимание нужных людей.