Work.ua пришлась по душе мысль Джереми Шифелинга, который подбирает технических специалистов для Apple, Amazon, Microsoft, LinkedIn.

Соискатели пишут резюме для себя, а не для рекрутеров

Джереми считает, что главная ошибка, которую допускают соискатели, мало связана с резюме. Она в глубинном непонимании что и для чего/кого делают соискатели:

«На самом деле, эта критическая ошибка совершается еще до того, как чернила попадают на бумагу. Потому что это происходит в тот самый момент, когда они забывают, кому они пишут».

Джереми объясняет, что главная ошибка кандидатов в том, что они пишут резюме для себя, а не для рекрутера или менеджера по найму. Иными словами, они фокусируются на том, что кажется правильным им, а не тому человеку, к которому они обращаются. Это совершенно непонятная ошибка. Но все так делают, потому что:

  • Так проще. Иметь единое, общее резюме и сопроводительное письмо, которое можно быстро скопировать и отправить.
  • Так безопаснее. Все же так делают, так зачем выделяться?
  • Вас так учили. Когда вы изучали науку составления резюме (если изучали), вас учили играть по правилам (соблюдать формат, выбирать правильную лексику и т.д.), как будто вы должны программировать компьютер, а не общаться с другим человеком.

К сожалению, эти правила, как и сам подход, скрывают тот факт, что это резюме получит живой человек. И когда вы игнорируете этого человека, вы делаете это на свой страх и риск. Потому что он не робот, который классифицирует резюме, а уставший, капризный человек, который просто хочет найти идеального кандидата, и уйти домой.

С другой стороны, эта сложная задача — тоже шанс. Потому что бесстрашные кандидаты, которые не пишут резюме «как все», получают реальный шанс выделиться — не с помощью причудливых шаблонов и глаголов действия, а поставив себя на место менеджера по найму.

3 шага успешного соискателя

1. Ясность

Независимо от того, насколько вам просто похвастаться своими достижения перед коллегами, самый главный оценщик этих успехов — а сейчас это менеджер по найму — может не говорить на вашем языке (то есть, совершенно не понимать его). Так что проявите немного сочувствия, и переведите свою речь. Используйте предельно ясный, человеческий язык без заумного жаргона.

2. Четкость

Рекрутер хочет убедиться, что кандидат может справиться с работой, о которой он узнал из вакансии. На изучение навыков кандидата у него есть 10-15 секунд. Прочтите, какие условия в вакансии указаны, и напишите четко списком, используя слова-синонимы, что вы умеете делать. Избавляйтесь от лишней информации в резюме.

3. Убедительность

Человеческий мозг настроен на то, чтобы отфильтровывать шум и сосредотачиваться на некоторых интересных областях. Если соискатель будет вести себя как неандерталец и расскажет героическую историю, его заметят. А из чего состоит практически каждая героическая история, начиная с самых ранних религиозных текстов и закачивая «Звездными Войнами»? Правильно, из трех компонентов:

  • Плохой парень.
  • Героическое действие.
  • Счастливый конец.

Есть в вашей практике ситуация, когда вы смогли решить какую-то важную сложную задачу и тем самым спасти положение? Обязательно опишите в сопроводительном письме — это героическая история, которая убедит рекрутера.


Когда вы отправляете резюме на вакансию, помните, что его получит скорее всего живой человек, а не машина. Думайте, как рекрутер, считайтесь с его эмоциями — и вы будете умнее и на шаг впереди большинства.


Читайте также: Видео-советы «Как составить резюме и не умереть»