Exit-интервью или выходное собеседование — своего рода диагностический инструмент. Оно помогает урегулировать отношения с уходящим сотрудником, определить, что в компании работает хорошо, а что плохо и как улучшить или исправить ситуацию. Work.ua рассказывает, насколько эффективна эта HR-практика и как ее правильно применять.

Зачем нужно exit-интервью

  • Прощальная беседа показывает реальную картину того, что происходит в компании. Сотруднику, который вот-вот уволится, терять нечего. Скорее всего, он честно расскажет о недостатках рабочего процесса, политики организации, микроклимате в коллективе, даст оценку руководителям. В ходе беседы возможно выяснить и истинную причину увольнения, если раньше работник ее не оглашал.
  • Собранная информация поможет изменить ситуацию, чтобы она не повторилась в дальнейшем. Например, специалист решил уволиться, так как его не устраивает заработная плата или отсутствуют перспективы карьерного роста. Это звоночек для работодателя — пришло время пересмотреть оклады всех сотрудников или кадровую политику, чтобы предотвратить текучесть персонала.
  • Выходное собеседование нужно еще и для того, чтобы не отпускать человека с негативными чувствами. Может быть, специалист уходит из-за усталости, выгорания или конфликтов на работе. В таком случае задача эйчара — смягчить эмоции и расстаться с почти уже бывшим коллегой на более позитивной ноте.
  • Экзит-интервью может стать для эйчара еще одной возможностью переубедить сотрудника, чтобы он отказался от увольнения.

Кто проводит

Обычно разговор с уходящим сотрудником ведет HR-специалист. Но бывает и по-другому. Если компания небольшая, руководитель хорошо знает всех подчиненных, то может провести выходное собеседование сам. Либо делегировать задачу непосредственному начальнику увольняющегося (если, конечно, причиной увольнения не стало разногласие с тем самым начальником).

Как правильно проводить выходное собеседование

  1. Вовремя — это главное правило. Чтобы уговорить сотрудника остаться, следует провести интервью сразу после того, как он написал заявление об уходе. Если же хотите получить честную обратную связь, запланируйте беседу на последний рабочий день.
  2. Разговор выйдет более доверительным, если он состоится в присутствие двух людей — представителя компании и увольняющегося. Собирать «консилиум» не стоит.
  3. Предложение заполнить стандартный опросник проще, но не лучше. Личная беседа длительностью 10-15 минут покажет работнику, что он не безразличен компании, а это всегда приятно и ценно.
  4. Не давать волю негативным эмоциям, даже если увольнение сотрудника сильно огорчает. Допустимо выразить сожаление, но стоит держаться спокойно, говорить без упреков и повышенного тона, тактично. Начать разговор можно так: «Очень жаль, что вы увольняетесь. Давайте обсудим некоторые этапы вашей работы в компании. Ваша обратная связь будет очень полезна для нас».
  5. Если вы хотите удержать специалиста, продумайте сами или согласуйте с руководством предложение, от которого человек не сможет отказаться. Запишите вопросы, которые нужно задать, чтобы узнать все, что необходимо, и ничего не забыть.
  6. Для экзит-интервью существует длинный список вопросов, но не нужно задавать их все. Это же прощальный разговор, а не допрос. Ситуация покажет, какие вопросы будут уместны. Но обязательно спросите следующее:
  • «Вспомните, почему вы захотели работать в нашей компании?» — поможет узнать причину увольнения;
  • «Какие навыки должны быть у специалиста, который придет вам на смену?» — поймете, чего не хватало сотруднику;
  • «Будь вы руководителем компании, что бы изменили в первую очередь?» — выясните подводные камни в рабочем процессе.

Чтобы перейти к дружескому разговору, спросите, возможно, у собеседника есть вопросы или он хотел бы еще чем-то поделиться.

Что делать с полученными ответами

Их обязательно нужно учитывать в работе. Если в ходе интервью обнаружились проблемы, боли, конфликты, пробеседуйте с другими сотрудниками департамента, отдела, цеха или проведите опрос. Ситуация не надуманная? Принимайте меры, чтобы удержать остальных.

Если вы чувствуете, что информация выдуманная, похожа на миф, попросите рассекретить источник. Постарайтесь проверить данные, может быть, в компании ходят какие-то слухи. С ними также необходимо бороться.


Интервью с увольняющимся сотрудником — добровольное мероприятие. Но лучше заранее объяснить, что на выходном собеседовании никто не будет устраивать «разбор полетов», а согласие или отказ от участия в exit-интервью ни на что не влияют. Если человек не согласится на беседу, уважайте его решение.


Читайте также