Подбор руководителя высокого ранга может потребовать десятки собеседований с разными специалистами организации. Вместе с тем исследования выявили целый ряд проблем, снижающих эффективность собеседований как главного инструмента отбора кадров.

Основа этих проблем имеет эмоциональный и психологический характер. Так, например, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления о нем, складывающегося в первые минуты беседы. Главная информация о человеке, поступающая в дальнейшем, остается почти без внимания и мало влияет на решение о приеме на работу. Другая проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с предыдущим человеком, проходившим собеседование непосредственно перед этим. Если предыдущий кандидат выглядел плохо, то последующий, посредственный специалист будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Есть у кадровых работников и такая тенденция, как более высокая оценка тех кандидатов, внешний вид, социальное положение и манеры поведения которых, в большей мере соответствуют их собственным характеристикам. Исследования показывают, что структурированными интервью со стандартизованными и записанными вопросами и ответами повышают точность собеседований как метода отбора. Безусловно, то, что собеседование следует сконцентрировать на тех вопросах, которые затрагивают суть данной работы.
Если интервьюер хорошо знает работу, по которой ведется собеседование, и знает, какие люди могут преуспеть в ней, то он будет более объективен, и отработанные специалисты будут лучше.

Некоторые общие рекомендации эффективного проведения собеседования сводятся к следующему:

  • Необходимо установить взаимопонимание и искренние взаимоотношения с кандидатом и дать ему или ей возможность чувствовать себя свободно и естественно.
  • В ходе собеседования стараться быть объективнее и концентрировать свое внимание на требованиях к работе.
  • Не оценивать кандидата по первому впечатлению и не спешить с выводами, пока не дослушаете до конца и не получите всю информацию.
  • Подготовить структурированный перечень вопросов, которые будут задаваться всем кандидатам, но быть достаточно гибкими в этом, чтобы исследовать и другие возникающие вопросы.
  • Быть опытнее и искуснее кандидата в ведении беседы.

Внешность

Все знают (специальные исследования это подтверждают) — внешность имеет существенное значение при оценке человека другими людьми. Есть устойчивые стереотипы, благодаря которым обладателям определенной внешности приписывают соответствующие ей черты. Американские психологи, например, установили, что именно у красивых, хорошо выглядящих людей окружающие предполагают наличие разнообразных достоинств. В ходе одного эксперимента студенты описывали характер людей только по фотографии: более привлекательные оценивались и как более успешные в профессиональной карьере и личной жизни.

Как правило, красивые обладают более высокой самооценкой, менее тревожны и более стойки к давлению со стороны окружающих. Они способны оказывать большее влияние на других. Психологи выяснили, что красивые получают более высокую зарплату и менее суровые судебные приговоры, считаются лучшими друзьями, коллегами, любовниками. Это касается в равной мере и мужчин и женщин.

Физиогномика — учение о якобы, однозначной связи между внешностью человека и его характером — не имеет под собой научных оснований. Физиогномика возникла в древности на основе представления о предопределенности психического и телесного в человеке тем, что изначально предписано природой.

Многие люди осознано или неосознанно опираются на данные физиогномики, стремясь к упрощенному пониманию человеческой индивидуальности. Подобные стереотипы восприятия людей хорошо известны психологам. Например, люди с высоким лбом, лысые, в очах кажутся окружающим умнее узколобых, волосатых и без очков. Люди упитанные, кажутся добродушными и спокойными, а худые – нервными и злыми. Согласитесь, что прямой зависимости между приведенными качествами нет. Часто первое впечатление о человеке складывается только по его внешности, что свидетельствует о непрофессионализме консультанта по кадрам. Вы должны осознавать подобные стереотипы восприятия людей, чтобы ослаблять их влияние на оценку деловых и личных качеств кандидата.

Можно получить достаточно достоверную информацию о состоянии здоровья, характере и привычках кандидата, если сосредоточить свое внимание на следующих признаках:

  • белки глаз, имеющие красные прожилки сосудов, свидетельствуют об истощении нервной системы и хронической усталости;
  • анемичная бледность кожи лица встречается у людей со сниженным общим жизненным тонусом и слабым здоровьем (но человек трусливого характера побледнеет от испуга, придя к вам на собеседование);
  • покраснение кожи лица может свидетельствовать о повышенном кровяном давлении (гипертоники чаще всего агрессивны, раздражительны и конфликтны) или о бойцовском характере, напористом и целеустремленном;
  • темные круги под глазами свидетельствуют о нарушениях сердечно-сосудистой деятельности, урологических заболеваниях или переутомлении;
  • «мешки» под глазами и отечности лица могут быть следствием заболеваний или неумеренного пьянства (известная шутка: пьяницу спросили, где он хранит деньги, а тот отвечает: «В мешках» — и показывает их у себя под глазами);
  • перхоть в волосах и влажность рук являются признаками повышенной чувствительности нервной системы и раздражительности;
  • холодные руки бывают при пониженном кровяном давлении, сопровождающемся повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью;
  • беспокойные движения глаз могут быть при страхе, неврастении;
  • немигающий, «змеиный взгляд» бывает при душевных заболеваниях и измененных состояниях сознания;
  • красный нос, красная кожа лица и дрожание рук могут быть признаками алкоголизма;
  • незаметные белые лунки ногтей, свидетельствуют о сердечной недостаточности и нарушении кровообращения;
  • сутулость, шатающаяся походка, ходьба вразвалку, неспособность подниматься по лестнице или спускаться с нее обнаружат заболевания позвоночника или суставов;
  • неприятный запах изо рта бывает при заболеваниях зубов, горла, носа или желудочно-кишечного тракта, а также при несоблюдении элементарных правил гигиены;
  • кожа на шее отражает биологический возраст человека;
  • взгляд «глаза в глаза» свидетельствует о деловом настрое собеседника;
  • взгляд в область рта собеседника способствует созданию атмосферы светского, непринужденного общения;
  • взгляд, захватывающий область глаз, рта и груди, называется интимным;
  • взгляд искоса с приподнятыми бровями и улыбкой говорит об интересе и часто используется как сигнал ухаживания;
  • взгляд, искоса, сопровождающийся опущенными или нахмуренными бровями или опущенными уголками рта свидетельствует о подозрительном критическом отношении или враждебности;
  • лишний вес свидетельствует о нарушении обмена веществ или о низкой самооценке человека, стремлении «заесть» свои переживания, чтобы успокоиться (в США принят закон о праве работодателей, не брать на работу слишком толстых людей, не имеющих заболеваний, вызывающих такое увеличение веса).

Человек, ведущий здоровый образ жизни имеет хороший цвет лица, теплые и сухие руки, свежее дыхание, чистые блестящие волосы, гладкую кожу, издает легкие неприятные запахи, строен и подтянут. Физиономисты утверждают, что о сильной натуре свидетельствуют также большие скулы и уши, густые брови, выпуклый подбородок, широкая верхняя часть головы, полные губы, пластичное основание большого пальца, хорошо заметные белые лунки ногтей и крепкие икры ног. Симпатию вызывают лица, имеющие под глазами так называемые валики привлекательности.

Одежда

Нам с детства внушают, что нельзя судить о книге по обложке, а о человеке — по одежде. Помним также, что по одежке встречают, а по уму провожают. Но не слишком ли часто нового человека мы как встречаем, так и провожаем — по одежке. Мы уже говорили о силе первого впечатления, о роли внешности при этом, об устойчивых стереотипах восприятия.

Ошибка в определении рода занятий человека по его внешности и одежде встречается очень часто, хотя люди не любят в этом признаваться. Полагая, что каждая категория людей одевается определенным образом, видя человека характерной внешности, мы автоматически относим его к соответствующей категории. Потом мы ждем от него определенного поведения и сердимся, если он не соответствует нашим ожиданиям.

Что должно насторожить во внешности кандидата?

  • неделовой стиль одежды (спортивная одежда и обувь, одежда для отдыха или особо торжественных случаев);
  • вызывающе яркая одежда и обувь (карнавальные пиджаки, яркие набивные рисунки тканей, блестящие ткани и обувь);
  • массивные или многочисленные украшения у мужчин;
  • дорогие ювелирные украшения у женщин в дневное время;
  • отсутствие чулок у женщин летом;
  • не сочетающиеся элементы гардероба (костюм и кроссовки, деловой пиджак и джинсы, не сочетающиеся ткани, белые носки);
  • поношенная или неопрятная одежда;
  • слишком старомодная одежда, обувь и аксессуары;
  • одежда с чужого плеча, в которой неловко себя чувствует;
  • несоответствующая случаю сумка (большая дорожная, театральная, сетка для продуктов, рюкзак).

Каждый из этих признаков и определенное их сочетание может многое рассказать опытному психологу.

Умный деловой человек, знающий этикет, постарается быть презентабельным:

  • иметь преуспевающий общий вид;
  • вести себя легко и естественно;
  • иметь строгую деловую одежду (у мужчин желателен костюм серого, синего или коричневого цвета; у женщин — английский костюм, костюм из юбки и блузки или строгое платье);
  • носить минимум украшений и косметики;
  • женщинам иметь красивый, неяркий маникюр и макияж;
  • носить модную одежду из дорогих тканей;
  • иметь красивые и достаточно дорогие аксессуары (сумка, портфель, часы, авторучка, блокнот, запонки);
  • быть опрятным и собранным;
  • говорить спокойным и доброжелательным тоном;
  • не нервничать и не раздражаться, если ему что-то не нравится.

Решающий критерий

Правдивость кандидата для многих видов деятельности может являться решающим критерием отбора, так как главным качеством работника часто выдвигается его порядочность и преданность фирме. Работник, со средними способностями нацеленный на постоянную работу в фирме имеет больше шансов получить должность, чем классный специалист, готовый в любую минуту уйти в другую фирму в поисках большей зарплаты и льгот. Можно научить человека выполнять определенную работу. Но нельзя улучшить его характер, научить его порядочности, изменить образ мышления и отношение к людям. Характер неизменен.

Другим важным критерием отбора следует назвать высокий уровень мотивации кандидата. Его заинтересованность в высоких личных достижениях и успехах фирмы.
Результатом собеседования работнику или менеджеру отдела персонала следует оформить письменно и дать заключение по каждому кандидату по заранее заготовленным объективным критериям. Письменные заключения особенно важны, если кандидат проходит несколько собеседований у разных людей.
Если кандидат на предлагаемую позицию не подходит, следует письменно обосновать весомые и объективные причины отказа. Желательно сообщить эти причины самому кандидату, но в формулировках, не задевающих его самолюбие. Часто истинные причины отказа и те, которые объявляются кандидату различные.

Наиболее часто встречающиеся причины отказов:

1. Жалкий внешний вид.

2. Стремление показать свое превосходство.

3. Неумение хорошо говорить: слабый голос, плохая дикция, ошибка в ударении и произношении.

4. Отсутствие плана карьеры: четких целей и задач.

5. Неуверенность в себе и неискренность.

6. Отсутствие интереса и энтузиазма.

7. Невозможность сверхурочной работы.

8. Заинтересованность, только в высокой зарплате.

9. Низкий уровень успеваемости во время учебы.

10. высокий уровень притязаний по должности и зарплате, нежелание начинать с низших должностей.

11. Постоянные самооправдания, ссылки на неблагоприятные факторы, уклончивые ответы.

12. Недостаток такта, незнание делового этикета.

13. Недостаточная зрелость суждений.

14. Агрессивность поведения, недостаток вежливости.

15. Презрительные отзывы о предыдущих работодателях и руководителях.

16. Нежелание учиться, повышать свою квалификацию.

17. Излишняя медлительность, заторможенность реакций.

18. Избегание смотреть в глаза консультанту.

19. Вялое (рыбье) рукопожатие.

20. Нерешительность.

21. Неряшливость.

22. Отсутствие конкретных целей. Согласие на любую работу.

Как соискатели готовятся к проводимым интервью можно узнать из статьи «Как подготовится к собеседованию».


Источник: habrahabr.ru