Чтобы помочь друг другу преодолеть кризис, Work.ua создал группу в Telegram для экспертов по HR, владельцев бизнеса, рекрутеров, работодателей. Это площадка для того, чтобы каждый мог задать вопросы и найти ответы коллег, получить поддержку.

Кроме того, мы начали в ней рубрику «Спроси эксперта», куда приглашаем специалистов, которые в режиме диалога отвечают на актуальные вопросы пользователей.

Первым гостем стал соучредитель Work.ua Андрей Боровик. В свое время Work.ua успешно преодолел кризис 2008 и 2014, поэтому Андрею есть чем поделиться.

Андрій Боровик
Андрей Боровик
Сооснователь Work.ua

— Все мы понимаем, что мир и рынок не будет таким, как прежде, и основные сотрудники будут перепрофилированы на онлайн работу. Какие новые механизмы/системы/площадки контроля и мотивации вы рекомендуете?

— Не думаю, что все будет прямо полностью другим, но сдвиги произойдут. По инструментам — все очень индивидуально и зависит от того, что подходит именно вашей компании. Мне вполне хватило бы Skype (или Zoom) и Google Docs для того, чтобы организовать работу. А дальше подбирайте инструменты по вкусу, их наделали много и статей по выбору сейчас тоже полно.

— Стоит ли сейчас бизнесу тратить деньги на маркетинг, на онлайн продвижения?

— Опять же, это зависит от бизнеса. Если Fiat остановил заводы, думаю он и рекламу прикрутил. Вообще основное правило — вы не должны уходить в минус. Неизвестно, сколько это будет продолжаться, и важно выжить. Ну и очевидно, что если нужно сидеть дома, то онлайн-реклама явно будет эффективнее наружки :)

— Какие статьи расходов вы бы в первую очередь сокращали в такой ситуации, как сейчас?

— Все, если коротко. Люди — главный ресурс, поэтому я бы пытался сделать все, чтобы сохранить людей. В 2008 мы, например, никого не уволили. Однако зарплату вынуждены были сократить. Ну а там всевозможные удовольствия в первую очередь должны лететь — корпоративы, например, печенье. Впрочем, сейчас такие правила, оно само сокращается.

— Как правильно общаться с персоналом, если компания решит снизить зарплату на какой-то процент, и кто должен сообщать эту информацию?

— Думаю, это задача для высшего руководства. Генеральный директор, например. Тот, кто несет ответственность за всех и перед всеми. Нужно честно объяснить, почему так. Если это честное заявление — люди это чувствуют и понимают, по моему опыту.

— Как сохранить лояльность сотрудников в период карантина? Многие из них могут начать смотреть по сторонам, искать другую работу.

— Думаю, лояльность — это как любовь. Насильно мил не будешь. Но если люди видят заботу — они никуда не идут. Просто нужно честно заботиться. И люди увидят. Другой вопрос, что сейчас не полностью видно масштабы катастрофы, и многим меры могут показаться слишком сильными или преждевременными.

— Стоит ли тратиться на развитие/оптимизацию/благотворительность, когда происходит такое, как сегодня?

— Думаю, это личный выбор каждого, в том числе, основанный на возможностях. Наша компания помогает, пока может. У нас помощь людям в миссии записана. Но здесь важно правильно рассчитать силы, чтобы вам самим потом помощь не понадобилась. Но если не сейчас помогать, то когда?

— Чем заняться единтственному HR (+ рекрутер), если временно приостановлен найм, а часть сотрудников перешла на дистанционную работу. Актуально делать оценку персонала? Или попробовать оптимизировать бизнес-процессы, чтобы в период кризиса не терять сотрудников, а сотрудникам не терять заработок?

— Оценка персонала — вещь хорошая. И если в ней был смысл, он и останется. Но бизнес-процессы оптимизировать в любом случае придется, и все зависит от того, что там у вас за процессы. Если работы по HR пока стало меньше — нужно найти возможность помочь компании в каких-то других зонах.

— Стоит ли сейчас осваивать новые для себя онлайн профессии?

— Зависит от того, какие у вас старые :) Если вы задумали стать программистом, то скорее всего не прогадаете. А если тревел-блоггером, то тут уже вопрос. В любом случае обучение — это всегда хорошо.

— Стоит ли резко менять профиль во время кризиса? И рассматривает ли сейчас Work.ua какие-то варианты?

— Опять же, все очень индивидуально. Все любят писать о том, что кризис — это время для новых побед и тому подобное. Это конечно так, но тут все очень зависит от того, какие цели вы перед собой ставите. Хотите сохранить бизнес? Как можно быстрее перегруппируйтесь, сократите расходы, убедитесь в том, что вы прибыльны. Хотите начать что-то новое — возможно, это лучшее время. Но решать 2 задачи одновременно будет очень сложно, сложнее чем в 2 раза.

Work.ua будет адаптироваться к ситуации [например, мы создали отдельный, очень заметный раздел с удаленной работой, чтобы искателям было проще найти такие вакансии и откликнуться на них, ред]. Если нужно будет смещать профиль — будем смещать. Но мы за эволюционный подход: когда есть небольшие изменения.

Как говорил Дарвин, выживают не самые сильные и не самые умные. А те, кто быстрее адаптируется.

— Здесь проблема в другом. Если у людей не будет денег, их не будет ни на какой профиль.

— Да, ситуация очень серьезная. МВФ официально объявил, что это будет кризис, как в 2008 или хуже. Помните, до 2008 доллар был по 4, всем раздавали кредиты, в том числе ипотеку. Нас ждут серьезные испытания, но если много работать и не терять бодрость духа — мы все прорвемся. Как говорит Work.ua — ты сможешь все! Это не пустые слова, все будет хорошо.

— Собственно, ни у кого из нас нет опыта борьбы именно с таким кризисом, который может произойти, стоит ли вообще сейчас паниковать и что-то менять бегом-бегом. Может стоит остановиться и посмотреть, как все дальше будет? Если все остановилось, то вкладывать можно только в свое личное развитие! Я прав или нет?

— Вообще-то паниковать никогда не надо. Лучше остановиться и посмотреть что и как, но важно, чтобы хватило ресурсов на новые шаги. Об этом надо позаботиться как можно быстрее.


Читайте также