Чтобы следовать трендам, мало о них говорить. Нужно понимать, как реализовать новое на практике. И тут на помощь приходит опыт других компаний.

Work.ua обратился с просьбой рассказать об опыте программ дуального обучения к руководителю проектов корпоративного университета Группы Метинвест Евгении Савенко.

Евгения Савенко
Евгения Савенко
руководитель проектов корпоративного университета Группы Метинвест

— Когда компания Метинвест начала участвовать в программах дуального обучения? Почему было принято такое решение?

— Практика трудоустройства выпускников учебных заведений показывает разный уровень знаний и умений молодых специалистов. Но, как правило, их квалификация, не соответствует современным требованиям бизнеса. В связи с этим мы сталкиваемся с проблемой переобучения выпускников уже на предприятиях, а следовательно — дополнительно тратим время и средства. На объемах такой компании как Метинвест, это достаточно большие издержки. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы студенты получали необходимую квалификацию во время обучения и после выпуска могли приступать к самостоятельной работе в кратчайшие сроки. Уже много лет компания на национальном уровне активно участвует в различных проектах, связанных с актуализацией содержания и повышением качества образования. Мы начинали с разработки профессиональных и образовательных стандартов и естественным логическим продолжением стало наше участие в пилотировании дуального обучения.

Впервые предприятия Метинвест присоединились к общеукраинскому пилотному проекту по внедрению дуального обучения в профтехобразовании в 2017 году. В проекте участвовали три предприятия (из Мариуполя, Запорожья, Кривого Рога), 3 ПТУ и 39 учащихся.

Пилотные проекты с вузами начались в Украине только в сентябре     2019-го. Мы начали «пилоты» в тех же трех городах. Участниками стали 5 предприятий, 3 вуза и порядка 40 студентов.

В 2020 году в числе «пилотов» были уже 7 предприятий, 7 учебных заведений и 290 студентов.

— Какие профессии/специальности выбираете?

— Профессии/специальности выбираются исходя из потребностей предприятий в молодых специалистах. На сегодняшний день это дефицитные на рынке труда профессии либо профессии с большой текучестью кадров. Из рабочих: слесари, электромонтеры, машинисты тепловоза, машинисты крана, операторы поста управления и так далее. Для специалистов охватываем такие направления: металлургия, обогащение полезных ископаемых, электроэнергетика, механика, машиностроение, автоматизация, сварка, экономика и финансы.

— Какое подразделение в вашей компании занимается организацией дуального обучения?

— В управляющей компании за это направление отвечает корпоративный университет, на предприятиях — службы обучения и развития.

— Как в целом организован процесс: заключаются ли трехсторонние договора с учебными заведениями и студентами, участвуют ли сотрудники компании в разработке учебных программ? С какого курса берете студентов и как их отбираете? Какой процент времени они проводят на производстве? Оплачивается ли студентам это время?

— Процесс организован в соответствии с государственными Положениями об организации дуального обучения в профессионально-техническом и высшем образовании. Предприятия заключают двусторонние договора с учебными заведениями о сотрудничестве в рамках дуального образования и трехсторонние договора со студентами. Срочные трудовые договора заключаются только со студентами вузов. Учащимся ПТУ оплата за практическую часть обучения осуществляется через учебное заведение.

Эксперты предприятий в связке с преподавателями разрабатывают учебные планы и программы. Главная задача — построить программу таким образом, чтобы практическая часть логически продолжала теоретическую и закрепляла теорию на практике.

С учащимися ПТУ начинаем работать с первого курса — набираются отдельные группы на дуальное обучение. Со студентами вузов пока пробуем с 3-4-го курса. Проводим собеседования, также берем во внимание успеваемость в университете и участие в других наших корпоративных проектах и активностях.

Баланс практики и теории при дуальном обучении для учащихся ПТУ достигает 70/30, для студентов вузов — 60/40.

Время практического обучения на предприятиях обязательно оплачивается.

— В чем видите выгоды для компании от дуального обучения? Все ли ожидания от него оправдались?

— Главная выгода — это целевая подготовка молодых специалистов еще во время учебы, что сводит к минимуму переобучение после выпуска, а также сокращает период адаптации на производстве после трудоустройства.

Пока сложно сказать про оправданные ожидания, так как это не быстрый процесс. С вузами первые результаты мы увидим в 2023 году.

Что касается ПТУ — летом 2020 года мы трудоустроили 55% ребят из первых пилотных выпускников. Руководители отметили, что их готовность к самостоятельной работе выше по сравнению с обычным обучением. Наблюдаем, как выпускники адаптируются и нарабатывают профессиональные навыки.

— Как Вы считаете: могут ли в дуальном обучении участвовать небольшие предприятия/организации?

— Вполне. Не имеет значения какого масштаба организация, главное — чтобы была возможность разработать программу обучения и закрепить за студентом высококвалифицированного наставника.

— Опишите коротко M.Student Champ и его связь с дуальным обучением.

— Студенческий кейс-чемпионат M.Student Champ мы реализуем ежегодно, начиная с 2017 года. Проект направлен на выявление и привлечение в компанию лучших студентов вузов и колледжей. Суть проекта следующая:

  1. Предприятия определяют актуальные темы кейсов (проектов), направленных на повышение операционной эффективности в различных функциональных направлениях.
  2. Студенты выбирают тему и разрабатывают проект. На протяжении всей проектной работы с ними занимается ментор (эксперт) от предприятия.
  3. В итоге ребята презентуют свои решения высшему руководству. Лучшие получают возможность пройти практику, дуальное обучение либо трудоустроиться на предприятия.
Поэтому можно сказать, что чемпионат выполняет роль карьерного лифта
студентов в компанию.
Став нашими сотрудниками, молодые специалисты получают целый ряд
возможностей, так как Метинвест уделяет много внимания профессиональному
и карьерному развитию сотрудников, которым интересно развиваться вместе с
компанией.
Поэтому можно сказать, что чемпионат выполняет роль карьерного лифта
студентов в компанию.
Став нашими сотрудниками, молодые специалисты получают целый ряд
возможностей, так как Метинвест уделяет много внимания профессиональному
и карьерному развитию сотрудников, которым интересно развиваться вместе с
компанией.
Поэтому можно сказать, что чемпионат выполняет роль карьерного лифта
студентов в компанию.
Став нашими сотрудниками, молодые специалисты получают целый ряд
возможностей, так как Метинвест уделяет много внимания профессиональному
и карьерному развитию сотрудников, которым интересно развиваться вместе с
компанией.

Поэтому можно сказать, что чемпионат выполняет роль карьерного лифта студентов в компанию.  

Став нашими сотрудниками, молодые специалисты получают целый ряд возможностей, так как Метинвест уделяет много внимания профессиональному и карьерному развитию сотрудников, которым интересно развиваться вместе с компанией.


Читайте также