С тех пор как первая леди Елена Зеленская в прошлом году подняла тему безбарьерности и предложила видение общества без ограничений, довольно часто приходится слышать, что дискриминация в разных ее проявлениях негативно влияет и на развитие бизнеса, и на общество. Впрочем, убедиться в справедливости этих утверждений лучше всего поможет практический опыт.

Почему и как вредит бизнесу эйджизм, то есть дискриминация по возрасту? И как возрастное разнообразие сотрудников способствует развитию компании? Холдинг «1+1 media» поделился своим опытом с Work.ua.

Стереотипы, порождающие эйджизм

Еще несколько лет назад группа «1+1 media» заинтересовалась проблемой эйджизма в Украине. И оказалось, что ложные стереотипы по поводу возможностей и способностей людей старше 50 лет, к сожалению, довольно распространенное явление в нашем обществе. По заказу компании агентством Info Sapience было проведено социологическое исследование на тему эйджизма на работе. Оно показало, что 43% респондентов считают возраст фактором, влияющим на способность человека приспосабливаться к изменениям и творчеству. По их мнению, после 40 лет эти качества идут на убыль. А две трети опрошенных ответили, что после 50 лет поздно уже менять профессию или начинать свой бизнес.

Самодискриминация

Да и сами люди в возрасте 50+ теряют уверенность в собственных силах. В частности, потому, что многие из них сталкиваются с эйджизмом во время трудоустройства. Согласно исследованию, каждый второй украинец в возрасте 50+, по крайней мере, один раз сталкивался с дискриминацией по возрасту. У каждого третьего отсутствует вера в себя и планы самореализации. Поэтому у них возникает то, что отечественные и международные эксперты называют самодискриминацией. 

«Мы проанализировали, сколько кандидатов возрастной группы 50+ ежегодно посылают нам резюме на открытые вакансии. Оказалось, что таких людей всего 5% от общего количества соискателей. И это при том, что среднее количество резюме, поступающих в течение года, измеряется в тысячах», — рассказывает Ольга Мусийко, HR-директор «1+1 media».

В прошлом году вопросы дискриминации по возрасту задавали украинцам и во время общенационального исследования, инициированного Еленой Зеленской и Офисом президента. По данным этого исследования, которое проводил Киевский международный институт социологии (КМИС), 47% респондентов считают, что люди в возрасте от 55 лет — одна из наиболее уязвимых групп, сталкивающихся с барьерами (4-е место после бездомных людей, людей с инвалидностью и бывших заключенных). 

69% респондентов ответили, что сфера трудоустройства в том населенном пункте, где они проживают, не безбарьерна. Главным барьером они называют неготовность работодателей брать на работу людей с инвалидностью и людей старшего возраста (58% респондентов). Кроме того, 39,4% считают проблемой отсутствие сервисов для возрастных людей: поиск работы, переквалификация и т. д. А 29,6% считают проблемой то, что старшие люди не верят, что кому-то нужны как работники.

Развенчать стереотипы и вдохновить

Представляя результаты опроса по теме безбарьерности, генеральный директор КМИС Владимир Паниотто отметил, что очень часто барьерами становятся общественные нормы и взгляды, сформированные на основе стереотипов.

«1+1 media» мечтает своим собственным примером и с помощью медиапродукции, которую она выпускает, развенчать стереотипы по отношению к людям старшего возраста и продемонстрировать ошибочность эйджизма. Что касается самой компании, то 15% ее сотрудников — это люди старше 50 лет. И к ним относятся с большим уважением.

«В производительности труда, идейности или желании реализовывать новые проекты эти люди совершенно не уступают младшим коллегам. Напротив, часто такие работники становятся менторами и наставниками, задавая необходимый темп работы», — говорит Ольга Мусийко.

Как безбарьерная компания «1+1 media» решила стать медийным посольством темы противодействия возрастной дискриминации и запустила масштабную социальную кампанию #забутіпровік.

Начиная ее «1+1 media» выбрали целью на собственном примере и с помощью своих медийных продуктов показать, что люди элегантного возраста (как называют тех, кому за 40 или за 50) способны и генерировать новые идеи, и начать собственную дело, и осваивать новые профессии или навыки. Да и другими способами положительно влияют на коллектив, в котором работают.

В целях популяризации темы безбарьерности в трудоустройстве компания начала выпускать на телевидении и сайтах соответствующие сюжеты и интервью, рассказывать истории успеха и т. д. При этом обратили внимание, что сюжеты, которые вдохновляют украинцев поверить в себя и свои возможности, собирают очень широкую аудиторию зрителей.

«Сейчас по телевидению, в том же интернете можно найти тысячи ярких примеров, когда люди разрушают общественные стереотипы и поражают собственной силой воли, характером и своими действиями. Это то, что вдохновляет и двигает нашу планету вперед. Уверена, что чем дальше мы будем в своих взглядах, тем скорее наступит эра, когда всем нам будет комфортно и все мы будем разговаривать и думать одними месседжами. Тогда точно все забудут о возрасте :)», — отмечает Лариса Кадочникова, народная артистка Украины, героиня #забутипровік. 

Безбарьерность полезна для всех

Привлечение людей элегантного возраста было полезно и для всего бизнеса холдинга. Ведь такие стажеры предложили массу крутых идей, которые впоследствии претворились в жизнь.

«Это был полезный опыт и для нас самих, и для стажеров. Поэтому планируем продолжать бороться с эйджизмом и вдохновлять своим примером других и дальше. #забутипровік — проект, отражающий философию «1+1 media». Мы ценим разнообразие, у нас отсутствуют какие-либо барьеры, и это то, что качественно отличает нас от других компаний», — отмечает Ярослав Пахольчук, генеральный директор «1+1 media».

В компании уверены: любая дискриминация — по возрасту, полу, внешности, физическим возможностям и тому подобное — не только унижает достоинство человека, но и создает негативный имидж тем, кто позволяет себе такие проявления. Дискриминация, отсутствие равных возможностей и условий для развития негативно влияет на бизнес и на социальное и экономическое развитие всей страны.


Читайте также