Четвертая промышленная революция близится, и ее влияние заметно трансформирует модели управления бизнес-организациями. Изменяются требования к человеческому капиталу компании, возникает потребность в адаптации бизнеса к цифровым технологиям. В связи с этим мы наблюдаем горячую дискуссию между глобальными консалтинговыми компаниями на тему интеграций AI-систем во все бизнес-процессы. Разобраться в ней и сделать выводы Work.ua помогла Мария Добик, CEO компании MDCONSULT и digital-платформы для рекрутинга CVpool.

Мария Добик
Мария Добик
CEO компании MDCONSULT и digital-платформы для рекрутинга CVpool

Financial Times утверждают, что инновации в сфере роботехники создают новые возможности для всех сфер бизнеса. 

Эксперты международной консалтинговой компании McKinsey & Company считают, что развитие искусственного интеллекта повлечет за собой безработицу до 2030 года. Они прогнозируют, что из-за прорывных достижений в сфере технологий без работы окажутся 30% мировой рабочей силы, 400–800 млн человек. 

Эксперты WEF в отчете The Future of Jobs 2020 делятся другими идеями. Они прогнозируют, что между работниками и системами AI задачи будут распределяться. Спрос на людей будет в сферах управления, консультирования, принятия решений, общения и взаимодействия.

Консалтинговая компания Deloitte в 2019 году поделилась своим исследованием Global Human Capital Trends. В нем изложена идея о взаимодополнении, сотрудничестве работников и AI-систем в «суперкомандах». «Суперкоманды» — эффективные команды, объединяющие сильные стороны людей и искусственного интеллекта.

По версии PricewaterhouseCoopers (PwC) и Bosch Consulting Group (BCG), взаимодействие людей и технологий должно быть в виде диалога, а не в формате использования людьми технологий. Компании с таким форматом взаимодействия называются «бионичными». Они используют искусственный интеллект и машинное обучение для оптимизации процессов управления людьми и выстраивания коммуникации с клиентами.

Что такое бионичные организации

Бионика (от английских слов «biology» + «electronics») — наука об использовании в технике, архитектуре и дизайне знаний о конструкции и форме, принципах и технологических процессах живой природы. Бионическая компания — компания, «объединяющая сильные стороны людей и технологий для создания сверхчеловеческих сил, или бионичных способностей» («BCG»).

Такие компании используют интеллектуальные машины и технологии для улучшения и повышения эффективности бизнес-процессов. Они легко адаптируются к новой среде. Их производительность значительно выше. Бионические компании обладают непревзойденным клиентским сервисом, налаженной коммуникацией с клиентами, более высокой производительностью операционной деятельности и превосходят другие организации с точки зрения денежного потока и стоимости предприятия.

BCG выделяет 4 основных принципа бионических предприятий:

  1. Четко обозначена цель и стратегия использования искусственного интеллекта.
  2. Главный фокус — результат. К примеру, улучшение процессов, создание новых предложений, которых еще нет на рынке.
  3. Креативный подход, способность всей команды к критическому мышлению, высокие дизайнерские и технические навыки, быстрое принятие решений. Причем принятие решений поддерживается платформами, рассчитанными на масштабирование, чтобы у всех был доступ к одним и тем же данным, технологиям и ресурсам.
  4. Использование модульных технологических стеков, которые можно адаптировать и использовать для распознавания образов, формирования прогнозов, обучения и создания возможностей принимать наилучшие решения в короткие промежутки времени.
    Анализ с привлечением искусственного интеллекта позволяет суперкомандам внедрять инновации в продукты и разрабатывать более эффективные процессы, что обеспечивает конкурентное преимущество и рост прибыли.

Идеальная формула бионической трансформации — это 10% алгоритмов, 20% технологий и IT, 70% бизнеса и людей.

Какие шаги приблизят вашу компанию к бионической

  1. Внедряйте технологии в процессы всей компании.

    Начните автоматизацию процессов с простых и доступных программ: для оптимизации клиентского сервиса, производства, рекрутинга, управления персоналом и т. д. 
  2. Создавайте новые предложения.

    Amazon из интернет-магазина по продаже книг выросла в маркейтплейс, а затем и крупнейшую компанию на рынках платформ электронной коммерции и публично-облачных вычислений по выручке, инвестора в самые разные отрасли экономики. Они не побоялись расширить сферу деятельности и выйти на другой рынок.
  3. Персонализируйте и улучшите клиентский опыт.

    Современный потребитель ожидает, что компании будут понимать их потребности и знать их предпочтения. В связи с этим в маркетинге все больше нужна аналитическая работа. Используйте все возможные инструменты для сбора и анализа данных о ваших потребителях. Общайтесь с пользователями на каналах, которые удобны им. Сместите фокус с продукта на клиента.
  4. Пересмотрите свой стиль управления.

    Тенденции в менеджменте движутся к стилю управлению Кремниевой долины: руководитель определяет цели и задачи, путь их достижения, создает команду с нужными компетенциями, оптимизирует организационную структуру и минимально участвует в принятии повседневных решений.

Выводы

Удержание и процветание бизнеса на рынке требует инноваций и взаимоотношений с клиентами на новых уровнях, а деятельность конкурентов вынуждает повышать эффективность путем интеграции искусственного интеллекта и машинного обучения. Сочетание всех новых возможностей означает почти полную автоматизацию клиентских отношений и бизнес-процессов в ближайшие годы. Бионические компании уже демонстрируют свои преимущества и показывают новые возможности для традиционных компаний. Попробуйте и вы!

Изображение из х/ф «Робокоп», 1987 г.


Читайте также