«Поиск работы усложняется исключительно из-за некомпетентности HR-менеджеров и рекрутеров», — не так ли думают большинство соискателей? Work.ua публикует причины, озвученные Анной Гулимовой, когда бывает наоборот, и причина неудач кроется в самих соискателях. 

Несмотря на то, что очень любимый многими нынче демотиватор вещает, что «если написать в резюме 2 года сомелье на фрилансе, никто не поймёт, что вы были в запое», я решила составить свой список качеств, которые мешают найти работу. Смотрю я и с позиции сотрудника кадровой компании, и с позиции прямого работодателя, регулярно подбирающего себе работников.

5 место. Отсутствие чувства юмора

Конечно, чувство юмора — штука, весьма сильно обусловленная природой и воспитанием в раннем детстве. Именно поэтому даю на него скидку — ставлю на пятое место, хотя иногда хочется поставить на второе. Правда, отмечаю не только способности как таковые, но и внешнюю реакцию.

Исключительная серьезность во всем, непринятие шуток, недоуменная реакция на попытки разрядить обстановку, комментарии на тему «это не смешно, потому что…», — может и должны создавать впечатление профессионализма, но создают обычно впечатление занудства и дикой скуки.

Как ещё выдает себя отсутствие чувства юмора:

  • Вы не можете вспомнить ни одной шутки или забавного случая ни с прошлой работы, ни из жизни в целом, а такие запросы извне ставят вас в тупик.
  • Поймать вас хохочущим, смеющимся или хотя бы улыбающимся — mission impossible. Нет, вы конечно улыбаетесь при знакомстве с новыми людьми и на семейных фотографиях, но только потому, что когда-то умный человек сказал вам, что в таких случаях принято приоткрывать рот и слегка показывать зубы. Рекрутеры это быстро замечают.
  • Вы не любите комедии как жанр (это не для рекрутера, а вам, для самоидентификации, хотя могут и спросить).
  • Вы уверены, что смех без причины — признак сами знаете чего; что смеяться над (далее следует нескончаемый список) грешно; что у вас крайне серьёзная работа, и юмор только ей помеха; что юмор — это всего лишь психологическая защита, свойственная человеку с большими комплексами (кстати, в этом есть доля правды), или ещё в чем-нибудь столь же глубоком, что несёте впереди себя как знамя.
  • И да, вы не уловили иронии в предыдущем пункте.

Что делать?

Конечно, вырастить чувство юмора взрослому человеку, у которого его нет, очень сложно, а может и невозможно, но сделайте хоть что-то! Запишитесь на тренинг написания шуток (без шуток, такие есть), потренируйте смех, похожий на искренний, в процессе просмотра чего-либо, что ваши родственники считают смешным (даже с учётом того, что вы так не считаете), выучите тройку профессиональных анекдотов и используйте их на собеседованиях как «заранее подготовленные экспромты». Вы останетесь довольны, потому что есть минимум 5 причин для юмора в рабочее время.

4 место. Закрытость

Сейчас время нетворкинга, быстрых знакомств, легкого доступа к любой информации, исповедей в соцсетях, публичных признаний и профессий «человек-человек». Ваше нежелание говорить о школьных и университетских годах, отношениях и семье, увлечениях даже теоретически понятно, но выглядит все равно странно и почти в 100% случаев сыграет против вас. Скорее всего, вас заподозрят либо в сложностях с законом (как говорится, хорошего бухгалтера сейчас сложно найти — Вера Петровна уже 10 лет в розыске), либо в паранойе. Выбирайте, что вам больше нравится.

Как ещё выдает себя закрытость:

  • Вы очень неохотно даёте свой паспорт охраннику на входе в офис (а в идеале вообще отделываетесь каким-нибудь незначимым старым удостоверением).
  • При отправке резюме вы сознательно не указываете мобильный телефон или настоятельно просите связываться с вами посредством электронной почты (иногда специально созданной для таких случаев в никак не указывающем на вас формате типа.
  • В вашем лексиконе прочно поселилась фраза: «Мне бы не хотелось об этом говорить/отвечать на этот вопрос».
  • Все ваши профили в соцсетях (если они вообще существуют) являются закрытыми, вас запрещено приглашать в группы, писать вам сообщения, упоминать в постах и отмечать на фото, а чтобы попасть к вам в друзья, нужно пройти восемнадцатиступенчатую систему проверки.

Что делать?

Если вы планируете работать в месте, где вас никто никогда не видит и не слышит, только подсовывают под дверь рабочие документы, то может и ничего, хотя отбор пройти все равно как-то придётся. Если же не только в таком формате — ну хотя бы заготовьте ответы (ровно в том объёме, который будет отвечать на заданный вопрос, но не заставит вас выворачиваться наизнанку) на вопросы о семье, детях, родителях, детстве, хобби, друзьях, свободном времени, спорте и книгах, — то есть на все те, на которые раньше вы «не хотели бы отвечать».

3 место. Консерватизм

Традиции — дело хорошее. Особенно, когда они торжественно передаются из поколения в поколение и прекрасным образом монетизируются. Если же они заставляют вас печатать резюме на печатной машинке и приходить на собеседование с пейджером (люди с пятым пунктом опять не очень поняли) — будьте готовы к тому, что вам диагностируют отсутствие гибкости, так необходимой сейчас в любой сфере.

Как ещё выдает себя консерватизм:

  • Вас коробят новые современные словечки, и втайне вы мечтаете о том, чтобы вернуть старославянский алфавит (ну или хотя бы 1С 7.7).
  • Вы по-прежнему надеваете на важные события свои счастливые (пардон!) трусы, хотя им уже шестнадцать лет.
  • Вы никогда не позволите себе вставить в резюме смайл или использовать цветной шрифт, и вообще вас вполне устраивает тот его шаблон, который вы использовали после окончания ВУЗа в 98 году.
  • Все шесть лет на прошлую работу вы добирались одной и той же дорогой, а обедали в одном и том же кафе одним и тем же набором блюд (и очень горевали, когда на его месте открылось новое заведение с новым меню).
  • На все типичные задачи у вас есть готовый вариант решения, проверенный временем.
  • Вы искренне уверены, что лучшее — враг хорошего (в этом случае, правда, у вас есть плюс, как минимум, в отсутствии фанатичного перфекционизма).

Что делать?

Перед поиском работы почитайте, что нового сейчас происходит в вашей профессиональной сфере, какие тенденции развития имеют место, выучите хотя бы названия новых технологий, еще лучше разобраться в их сути. И ещё (высший пилотаж) перед собеседованием попробуйте узнать дресс-код, принятый в компании, и наденьте что-то подходящее под данный дресс-код, а не свой дежурный костюм, исправно выручающий вас вот уже двадцать лет.

2 место. Критиканство

Если приглядеться, вокруг много несовершенства, что аж «страшно жить». При этом почему-то представители работодателей не приходят в восторг от тех, кто бесконечным рефреном говорит об этом несовершенстве, зато прямо-таки тяготеют к тем, кто даже в сложной ситуации готов не терять оптимизма и видеть плюсы. Высока вероятность, что вовсе не из-за пристрастности, низкой квалификации и неумения расставлять приоритеты.

Как ещё выдаёт себя ваше критиканство:

  • Вам очень нравится «анализировать» (вы обычно так это называете) события и поступки людей и давать людям «объективную обратную связь», которая им обычно сильно не нравится. По факту, и одно, и другое является чистой воды критикой, как бы вы это не именовали.
  • Ваши страницы в соцсетях — сборник жалоб на коммунальные службы, низкокачественные товары и отвратительные дороги, разгромных рецензий на чужие статьи, сетования на плохое обслуживание и комментариев из серии «я даже не сомневался, что все так и закончится».
  • В процессе и официального собеседования, и любой неформальной беседы вы легко можете сформулировать три/пять/десять минусов своей прошлой работы, ситуации в стране, солнечной погоды, да чего угодно, а вот плюсы у вас либо совсем не формулируются, либо кажутся вам какими-то неубедительными.
  • Вы с удовольствием указываете рекрутеру на ошибки в объявлении о вакансии или исправляете его оговорки в собеседовании. И даже если вы делаете это мысленно, по вашему лицу все очень легко читается.

Безусловно, есть много плюсов в умении видеть ограничения и прогнозировать риски, хотя… Какие плюсы?!

И все-таки, что делать?

Искать плюсы. Первое время насильственно и во всем: в отсутствии отклика на ваше резюме, в переносе собеседования, в юности собеседующего вас рекрутера, в пропускном режиме на территории компании-работодателя, в погоде, дороге, людях, дорогой колбасе, — во всем.

1 место. Завышенная самооценка

Красивое резюме на шестнадцать листов (включая того самого сомелье на фрилансе) в цвете, отправленное в пдф или преподнесенное в сброшюрованном виде, безусловно, научит рекрутера многим новым словам, в том числе и тому самому «overqualified», которым вы объясняете 11-месячный период отсутствия работы, однако вряд ли убедит в том, что вы подходите на его вакансию.

Ваша искренняя уверенность, что бизнес с полутора тысячами сотрудников три года держался только на вас (младшем помощнике менеджера по продажам) и что собственник, как минимум, должен был отдать вам процентов десять доли, не ответит на вопрос, почему именно вас сократили первой волной. Да и снисходительное «может быть, знаете…» с последующим называнием очень известного бренда/компании или проговариванием общеизвестной истины вряд ли добавит вам очков.

Как ещё выдаёт себя ваша завышенная самооценка:

  • Вы свысока цедите «конечно, могу/смогу/умею» на любой вопрос или предложение рекрутера по функционалу, не дослушав его до конца.
  • Вы говорите пренебрежительными тоном о сложных функциях, больших деньгах, мелких компаниях, неквалифицированных управленцах, некачественных смежниках и любых других вещах, которые вы давным-давно переросли и уж точно себе не позволяете.
  • Вы находитесь в вальяжной позе (кстати, не только на собеседовании, но и на фото из резюме и социальных сетей), сверлите рекрутера глазами, поднимаете глаза к потолку («ну сколько можно!..»), усмехаетесь и пренебрежительно взмахиваете рукой.
  • Вы ежеминутно командуете и оцениваете: давайте этот вопрос пропустим; в резюме все написано, почитайте; у меня очень мало времени; что за глупый вопрос; лучше расскажу вам о…; нормальный человек так не сделает и т.п. А ещё с удовольствием даёте советы: я бы на вашем месте…; вам бы уже вывеску сменить; секретариат надо жёстче контролировать.
  • Вы называете рекрутера милочкой, лапочкой, девушкой, и либо в упор не можете вспомнить её имя (действительно, зачем перегружать мозг лишней информацией?), либо уже переиначили его на свой лад (например, Люсинда вместо Лусинэ).
  • Те пять минут, что вы ждали собеседования, вы обошли все доступное вам пространство офиса, сходили в туалет, вытащили из шкафчика и пролистали пару книг, сунув их потом куда попало, заглянули в переговорку, где шло совещание, да и вообще чувствуете себя как дома.
  • Вы искренне уверены, что это компания должна делать все первые шаги для того, чтобы оторвать с руками такой ценный кадр, и возмущаетесь, если они посмели чего-то ждать (и уж тем более требовать!) от вас.
  • И вообще, что несёт автор этой статьи?!

Что сделать?

Глобально — идти к психологу и работать с заниженной (да, я не опечаталась!) самооценкой, так как внешнее самоутверждение, скорее всего, её компенсация. Локально — найти (да хоть бы и высосать из вашего идеального пальца) свои минусы и негативные качества, перечислить для себя неудачи с прошлых мест работы, вспомнить людей, которые компетентнее вас и немного снизить требования к окружающим (в данном частном случае — представителям компании, в которую вы пришли устраиваться).


Конечно, это список может быть субъективным. Но завышенная самооценка и критиканство в том или ином виде встречаются очень часто и стают преградой на пути к хорошей работе. Если вы качественный и ценный специалист, и вдруг долго не можете найти работу, перечитайте статью еще раз. И в следующий раз, когда вас позовут на собеседование, сделайте что-то по-другому. А если у вас есть свой список топ-5 качеств, также можете прислать его Work.ua.


По материалам: hr-portal