Оксана Стехина, директор по развитию бизнеса Dentsu Aegis Network Ukraine делится с читателями Work.ua секретами карьерного успеха в сфере рекламы.

В рекламном бизнесе существует много разных профессий, ведь каждый год появляются новые тренды, и мы ориентируемся на западные веяния. Как вам, например, Сonvergence Planner или Ecosystems Architect? Конечно, в нашей отрасли есть абсолютно понятные отделы, которые отвечают за процесс ведения клиентов и подготовки для него предложений. Есть отдел стратегии, где специалисты разрабатывают яркие и нестандартные ходы для клиентов, в зависимости от задач, с которыми они к нам приходят.

Какие специалисты нужны рекламе

В команду рекламного агентства в обязательном порядке входят медийные пленнеры. Они раскладывают конкретные большие идеи на медиаканалы, исходя из аудитории, на которую мы целимся, и бюджета клиента.

Также должны быть ресечеры, работающие с массивами данных и анализирующие поведение целевой аудитории. Они на основе данных исследований о потребителе ищут их внутренние мотивы и делают выводы о том, что такой аудитории предложить, чем и как их заинтересовать, а затем — в каких медиаканалах ее достать.

На примере нашей рекламной группы, в которую входят агентства по размещению рекламы в прессе, на радио, ТВ, наружной рекламе, интернете, могу сказать, что спектр категорий специалистов достаточно широкий. И будущего «рекламщика» (пусть еще студента) может заинтересовать не конкретная специализация, а вся сфера — она очень увлекательная и динамичная. Если человек с живым характером, нетривиальным умом и проактивной жизненной позицией, то в рекламе ему точно будет нескучно. А какая профессия из перечисленных выше понравится, это уже зависит и от базового образования, и от того, к чему больше лежит душа, и от навыков.

Например, филологи, как правило, больше любят креативные профессии (копирайтер или арт-директор и т.д.) и меньше «дружат» с цифрами. В медийном агентстве они могут быть отличными акканут-менеджерами: грамотно вести коммуникацию с клиентом, готовить предложения и контролировать процесс его подачи.

Возраст — не помеха?

Есть мнение, что рекламный бизнес — очень молодой. Потому что он молодой в Украине. Например, когда я была на международной конференции Dentsu Aegis Network, куда приезжает ТОП-менеджмент из всех стран мира, то отметила, что средний возраст их сотрудников гораздо выше, чем у нас. Там возраст аккаунт-менеджера, который ведет клиента, может быть примерно 45-55 лет, в то время, как у нас это обычно 25-30. И это абсолютно нормально. В Европе такое отношение к возрасту во всех профессиях.

К примеру, встретить 45-летнего официанта в Италии так же естественно, как в Украине студента, который зарабатывает деньги пока учится. То же в рекламе. Средний возраст рекламного бизнеса — 20-35 лет, хотя и есть эксперты, которым 45-50 — все зависит от функций.

В каждой компании существует бэк-офис, юристы, бухгалтерия и другие подразделения, которые организовывают весь процесс, где возраст совершенно не принципиален. Но динамика работы в агентском бизнесе такая, что надо быть достаточно «огненным» изнутри и спокойно реагировать на звонки в 10 вечера и не обижаться при повышение голоса (потому что все очень эмоциональные). А это, как правило, прерогатива более молодых и незамороченных товарищей.

Когда студент или малоопытный специалист все-таки стал сотрудником агентства, то у него есть все шансы добраться до самой высокой точки. Я прошла этот путь и знаю, о чем говорю. С карьерным ростом в нашем рекламном бизнесе все позитивно и честно.

Потому что самое главное наше достояние — это интеллектуальный ресурс. Люди, которые «включают» мозги и не ленятся, получают очень быстрый карьерный рост. Даже курьеры и офис-менеджеры могут попробовать себя в качестве начинающего рекламиста.

Таланты ищут повсюду

В нашей рекламной группе — достойный старт для новичков. У нас есть действующая программа стажировки. Мы представлены на ярмарках вакансий вузов, читаем лекции о бизнесе в нашей сфере для старших курсов. По опыту скажу, что из аудитории 40 человек легко можно определить заинтересованных студентов, которые внимательно слушают и задают вопросы спикеру. Таких людей мы с удовольствием вносим в список потенциальных кандидатов на наши вакансии.

Конечно, есть стандартные HR-инструменты: сайты поиска работы, группы в соцсетях и т.д. Но моя личная стратегия такова, что я часто прошу рекомендации у людей, которые мне импонируют по характеру и настроению: «Скажи мне, кто твой друг...».

Как правило, если человек проактивный, веселый, энергичный, то и друзья у него такие же. Поэтому, если я хочу такой же экспертизой дополнить свою команду, то прихожу к знакомому или другу и прошу посоветовать такого же, как он.

Плюс, если ты обращаешься с релевантным сообщением к человеку, допустим, в Фейсбуке, то вероятность получить ответ очень высока. У нас часто так бывало, что кто-то писал: «Я прочитала о вашем холдинге и хочу стать частью вашей команды», и мы звали знакомиться. Если у человека изначально есть желание, то почему не воспользоваться этим драйвом?