Роли человеческого капитала в экономике разных стран придается большое значение. Рынок очного и дистанционного бизнес-образования Украины, возможно, ожидает новый виток развития. Несмотря на то, что в стране с населением около 37 млн человек работает всего 6 аккредитованных бизнес-школ, интерес к разному обучению у топ-менеджеров с каждым годом растет. Ежегодно образование и степень MBA в Украине получают 400-450 топ-менеджеров, а всего в стране насчитывается около 10 000 дипломированных MBA-специалистов.

Эксперты уже спорят о том, что освоение дополнительных специальностей и улучшение собственных навыков для успешной карьеры станет нормой и войдет в моду в ближайшие 3 года. Рынок бизнес-образования Украины оценивается по самым грубым подсчетам в 20-21 млн долларов США.

Сергей Положай
Сергей Положай
Основатель компании Steko

Я получил уже шесть дополнительных образований — от технического до юридического, маркетингового и MBA как в Украине, так и за рубежом.

Первое образование МВА я получил по курсу менеджмента, курс помогает создавать правильные структуры и подразделения в организации. Именно благодаря первому МВА я сделал из маленькой компании среднюю, из средней — большую.

В стране, в силу того, что она обрела независимость всего 30 лет назад, безусловно, много хороших технических специалистов, физиков, химиков, технологов, инженеров, но мало специалистов, которые разбираются в маркетинге, в том, как правильно выстроить отношения с клиентом. Этому и необходимо учиться.

Отдел маркетинга появился в Steko только в 2013 году, с того момента, как я начал активно изучать эту дисциплину, это было мое четвертое дополнительное образование. Я учился понимать законы продвижения продукта для определенных категорий людей в определенное время.

Когда сотрудники видят, что их руководитель постоянно чему-то учится, то у них возникает желание взять с него пример.

Перенимать чужой опыт

Спрос на образование тем выше, чем выше должность и уровень компетенций. По данным коллег Work.ua из grc.ua, процент линейных менеджеров, считающих дополнительное образование необходимым, — 75%, управленцев среднего звена — 88%, а среди топ-менеджеров обязательным повышение квалификации считают 91%. Реально получают полноценное образование и степень MBA за счет работодателя около 1% топ-менеджеров. Еще 2% довольствуются бизнес-образованием, приравнивающимся к МВА.

Юлия Тычкивская, вице-президент Kyiv School of Economics (KSE), поясняет, что в период кризисов популярность бизнес-образования всегда растет. 2017-2018 годы в Украине не стали исключением. «У заметного числа предпринимателей появляется больше свободного времени, при этом в сложных экономических условиях они ищут новые возможности, связи и ниши. Все это подталкивает деловой класс «усаживаться за парту», — отмечает эксперт.

Мы в Steko вкладываем усилия в образование для наших продажников и дилеров — это то, что приносит реальные результаты.

Когда речь заходит о руководителях высшего звена, подобрать инструменты развития становится сложнее, появляется больше персонализации, ряд особенностей и нужные акценты — не только образовательные, но и мотивирующие, поощрительные, командообразующие, развлекательные.

Уйти в онлайн

Я уверен, что и онлайн образование эффективно, особенно, если искать решение, которое сразу можно применить на предприятии. Я с удовольствием изучаю чужой бизнес-опыт, интересуюсь бизнес-кейсами АТБ, Франс.уа, опытом Dodo Pizza.

Карантин подействует на рынок дистанционного образования. По данным Coursera, крупнейшей в мире платформы с онлайн обучением, в период с января по февраль 2020 года количество новых пользователей в Китае и Гонконге выросла почти на 50%. Онлайн-школы Украины уже также дополнительно открывают бесплатный доступ желающим к своим программам.

Использовать внутренний ресурс

Мы практикуем наставничество (менторство), неформальный процесс передачи знаний от более опытного сотрудника к менее опытному. Например, продавец в рознице, который хорошо продает окна, делится этим опытом с другими своими коллегами. В этом случае у целой группы людей лучше раскрывается потенциал: сильные становятся сильнее и могут приводить команды к новым достижениям.

Разным мотивационным механизмам в Steko отводят приоритетные роли, в месяц в организации происходит около 20 мероприятий для сотрудников.


Читайте также