Современные компьютерные технологии открыли новые возможности в мире киноиндустрии и значительно упростили работу создателей спецэффектов. Однако когда компьютеры были еще маломощными и громоздкими, создание спецэффектов требовало особого таланта, способностей и опыта. Одним из пионеров этого дела был эмигрант из Украины Евгений Мамут.

«В Советском Союзе была очень плохая ситуация с продовольствием. Так Брежнев обменивал у Картера евреев на зерно. Для нас это была очень хорошая возможность выехать в поисках лучшей жизни. Так мы иммигрировали», — вспоминает он.

На Западе, без английского и опыта работы, Евгений сразу начал искать работу. Он рассылал каждый день около 200 резюме — на должность инженера-электрика (по специальности) и в кинокомпании (где имел опыт работы в Харькове). В результате получил два приглашения на инженерные должности и ни одного — от киностудий. Хотя именно кино было страстью молодого эмигранта.

«У меня была книга о компьютерной анимации, которую написал директор „Союзмультфильма“ Федор Хитрук. И в библиографии этой книги были адреса и номера телефонов людей, занимающихся компьютерной анимацией в Нью-Йорке. Так я начал звонить по этому списку. И один из них — Джош Розбуш — меня пригласил», — рассказывает Евгений.

После этой встречи, по рекомендации Розбуша, Евгений попал на студию Джоэла Гайека, с которым позже получил «Оскара». Начинал работать обычным техником.

«Со временем они увидели, что я могу делать, и поставили меня работать на оптический принтер. Я начал работать на этом принтере и начал понемногу экспериментировать на нем некоторые инновации. Таким образом я изобрел так называемый эластичный эффект», — делится Евгений.

«Эластичный эффект» — первый коммерческий успех Евгения, который подтолкнул инженера на более смелые эксперименты. Когда из Голливуда пришел запрос — изобразить движение невидимого существа для фильма «Хищник» — Евгений предлагает идею, которая потом получит название «камуфляжный эффект». А выдвижение на «Оскара» было полнейшей неожиданностью:

«Мы много работали, по 17 часов в день... И когда нам позвонили и сказали получать „Оскар“, у нас не было времени», — вспоминает он.

«Оскар» таки отпраздновали. Вместе с Арнольдом Шварценеггером, который сыграл главную роль в фильме. Награда принесла Евгению славу, но с карьерным ростом не помогла. В США начала развиваться компьютерная анимация, большинство студий с Беркшира переехали в Сан-Франциско. Между семьей и карьерой Евгений выбрал первое.

Сейчас Евгений с женой создали музей спецэффектов, в котором собрали артефакты и спецэффекты самых известных голливудских фильмов. Таких как «Судья Дредд», «Терминатор-3», «Крепкий орешек». Кроме того, Евгений учит детей основам анимации.

Ему 76 лет и впереди — много планов. Он увлеченно рассказывает о новом визуальном проекте в музее, для которого уже есть название «Тень отца Гамлета». Говорит: его цель — вызвать восхищение и улыбку.

Источник: Радио свобода


Читайте также