Пару десятилетий назад факультеты информатики и вычислительной техники готовили специалистов, которые потом долгое время сидели в институтах на научной работе. Причина проста — элементарное отсутствие компьютеров у населения и в офисах. Сейчас эта специальность в стала одной из наиболее популярных украинских вузах, несмотря на то, что в реальной жизни найти свое применение компьютерщик может преимущественно в двух ипостасях: IT-специалиста — в частной компании или «на службе государевой», и программиста на вольных хлебах. Последние любят сидеть в институтах и на кафедрах факультетов компьютерных наук. Или же создавать программы западным компаниям.

Естественная среда обитания первой категории компьютерщиков — офисы компаний, где их величают сисадминами. Причем количество таких спецов прямо пропорционально числу компьютеров в компании: начиная от 2-5 машин, требующих постоянного пристального внимания одного специалиста, и заканчивая огромными офисными системами, насчитывающими 200-500 машин, над обслуживанием которых трудится 4-10 сисадминов.

Подсчитать требуемое количество системных администраторов несложно. В среднем для офисной сети необходим один специалист на 50 компьютеров.

Это подтверждают и цифры: по сравнению с 2005 годом в текущем году этот показатель вырос на 101%. Хотя спрос на грамотный IT-персонал и растет ежегодно огромными темпами, охота за такими специалистами еще не явно выражена. О ее появлении можно будет говорить через три-четыре года ввиду прихода на украинский рынок крупных зарубежных компаний.

Маленькие компании зачастую решают подобные задачи путем аутсорсинга (от англ. outsourcing — привлечение внешних ресурсов для решения специализированных задач). Ведь содержание полноценной и работающей с точностью часового механизма IT-службы обходится для начинающей фирмы слишком дорого.

Круг задач, которые руководство компании пытается «повесить» на IT-отдел, с каждым годом расширяется. Сейчас обычный сисадмин выполняет несколько функций — от установки необходимых офисных программ, построения сети и поддержания ее в должном состоянии до новых «заморочек» украинских боссов: внедрение мобильных технологий в центральном офисе и региональных представительствах, отображение состояния мониторов всех сотрудников на экране начальника, установка «шпионских» программ. С каждым годом требования к IT-отделу компаний растут. Уже не каждый системный администратор в состоянии легко и быстро выдать требуемый продукт, поэтому ищут грамотных специалистов.

Вечный студент

Получить профильное образование и стать IT-специалистом в Украине несложно — практически в каждом техническом вузе или многопрофильном университете есть факультеты кибернетики, вычислительных систем и так далее. Как уточняют сами системные администраторы и программисты, для работодателя важным дополнением к диплому является несколько дополнительных «корочек», полученных после сдачи экзамена Microsoft, Cisco и других.

При этом сисадмины отмечают: только 40% компаний оплачивают своим сотрудникам дополнительные курсы и семинары. Но специалисты сами активно занимаются, видя в них возможность для профессионального роста. В процессе работы каждый стремится получить новые навыки и их документальное подтверждение, сертификацию. Это существенно повышает «стоимость» самого специалиста, поэтому вложения в учебу в итоге окупаются.

Хорошим IT-специалистам необходимо не только специализированное образование, но и знание иностранного языка. Программисты от незнания языка не особенно страдают — они владеют английским в пределах переписки. А занимаясь разработкой программ, параллельно получают еще несколько дополнительных дипломов — то, что в постоянно меняющемся мире компьютерных технологий обучаться приходится постоянно, признают все.

Не по затратам оплата

При таком напряженном учебном и рабочем графике вознаграждением за свой труд удовлетворены далеко не все. IT-специалисты отмечают, что их труд явно недооценен.

Начиная свою трудовую деятельность в небольшой компании, системный администратор вряд ли может рассчитывать на высокую зарплату. Оплата труда специалиста, уже прошедшего «боевое крещение», увеличивается.

В среднем через три-четыре года развивающаяся компания, увеличивая количество компьютеров, может создать дополнительные IT-отделы, которые возглавят сисадмины-старожилы. Однако, как отмечают сами IT-шники, сделать карьеру можно намного быстрее, переходя на работу в другие, зачастую конкурирующие, компании, где предлагают и должности посерьезнее, и оклады повыше.

Действительно, чтобы повысить свой материальный статус, для этой категории сотрудников более эффективно не преодолевать иерархические ступеньки, а переходить на работу в более крупные компании. Наиболее частой мотивацией перехода на новую работу для новичка-сисадмина является более высокая зарплата в другой компании.

Заработная плата IT-специалистов зависит не только от величины компании, но и от сферы ее деятельности.

Пока «топов» среди IT-специалистов практически нет — доступом к совету директоров могут похвастать единицы. Эти должности на главных кадровых позициях только в IT-компаниях. В целом, к IT-службе относятся как к вспомогательному отделу.

Те, кто занимает позицию штатного программиста, имеют более стабильные доходы.

IT-специалисты очень непривередливы — они обычно не требуют социальных пакетов, медицинской страховки и прочих привилегий. Главное для IT-специалиста — чтобы ему не мешали работать и не экономили на запросах отдела, для программиста же — чтобы ставили разнообразные задачи. Работа должна быть интересной, иными словами. А вот соцпакеты, питание и прочие бонусы не столь актуальны для новичка, хотя в дальнейшем они играют не последнюю роль. Пока не слышно о массовом росте требований к работодателю со стороны системных администраторов. Но такие специалисты приветствует возможность карьерного роста и обучения за счет компании.

При этом в среде IT-шников как ни у какой другой сфере развит профессиональный дух. Благодаря непосредственному отношению к высоким технологиям у этой категории работников существует масса сайтов, блогов, чатов для обмена информацией, причем не только в области чисто технических интересов, но и карьерных. К примеру, составляются «черные» списки работодателей, ведется постоянный обмен мнениями о компаниях и конкретных людях.

О мести разъяренных увольнением IT-шников ходят легенды, поэтому и расставаться с ними принято красиво. Получить «выходное пособие» в виде вирусов и «упавших» серверов не желает ни одна компания, поэтому громких скандалов на этом рынке труда немного. IT-специалисты должны быть незаметными, полагают в компаниях, а сами они считают, что лучший сисадмин — тот, который целыми днями раскладывает «косынку»: значит все в его сетке работает как часы.

Наши компании пока не очень озабочены поиском грамотных IT-специалистов. Видимо потому, что для оценки профессионализма необходимы специальные знания, а их, как правило, у работодателя нет (если, конечно, речь не идет об IT-компаниии). Тем более никто не занимается «охотой за головами», переманиванием специалиста у конкурента — рынок еще не готов. Однако вскоре - на фоне все большей компьютеризации, широкого использования новых технологий — этот вопрос станет одним из важных составляющих конкурентоспособности компаний. Это поняли на западе, поймут и у нас. Спрос на профессионалов, а не на способных установить Windows студентов уже давно превышает предложение.


Источник: dengi-ua.com