По поводу возникновения логистики есть две версии, не исключающие, впрочем, одна другую. Одна гласит, что еще в Римской империи была разработана специальная система распределения продовольствия.

Другая версия, более распространенная и близкая, связана с участием американских войск во Второй мировой войне. В недрах американских генштабов были разработаны (а во время войны применены) новые технологии снабжения армии Они были направлены, если можно так выразиться, на повышение комфортности боевых действий: чтобы снаряды не приходилось доставлять на позицию по-пластунски и чтобы после обеда ни один американский солдат не остался без привычной чашки кофе и жевательной резинки. Все должно было быть в нужном количестве, в должном месте и в расчетное время.

Искусство снабжения было отшлифовано на театре военных действий настолько, что после войны практичные американцы не могли не применить его в гражданской жизни. Был учрежден Совет по менеджменту логистики, который определил: «Логистика — это процесс планирования, организации и контроля движения материальных потоков, их складирования и хранения, предоставления соответствующей информации обо всех этапах их продвижения от места отгрузки до места назначения с целью обеспечения качественного удовлетворения запросов клиентуры».

К 70-м годам логистика окончательно сформировалась как прикладная дисциплина, а сам термин стал активно применяться во всем западном мире. Примерно тогда же началось бурное развитие розничных сетей, стали появляться первые супермаркеты (в настоящем смысле этого слова). И возникла необходимость налаживать прямые связи между поставщиками и продавцами, чтобы товары доставлялись каждую неделю непосредственно в магазины Тогдашние логистики, еще не названные таковыми, «вручную» регулировали наполнение полок магазинов и поддержку ассортимента. Неувязки компенсировались складскими запасами.

Уже через 10-15 лет этого стало недостаточно. Появились промежуточные звенья: дистрибьюторские центры, куда привозили товар поставщики, транспортные компании, которым заказывали основные перевозки в магазины, и т. д. Стало очевидно, что невыгодно хранить запасы на складах, а потому нужно увеличивать так называемую оборачиваемость товарных запасов (тот срок, за который товар успевает быть продан, чтобы его место занял другой).

Вскоре логистика легко перешагнула через простое распределение товара. Показав свою эффективность, она оказалась особенно полезной в наше время.

Дело в том, что западный рынок сегодня охвачен идеей минимизацией издержек. Это и понятно: большинство товаров имеет почти одинаковые свойства, примерно равные цены и часто производится на одних и тех же заводах. И единственный шанс выжить в этой жесточайшей конкуренции — экономить. На мелочах, незаметных деталях — метрах, минутах, центах... По подсчетам специалистов, в развитых компаниях сокращение так называемых логистических издержек на 1% эквивалентно почти 10% увеличения объемов продаж. Это гигантские цифры. За них стоит побороться.

И тут на сцену выходят специально обученные люди — логистики (они же логисты).

Что делают логисты?

Если внимательно прочитать все сложные определения этой загадочной специальности, то можно подытожить: это экономия. Логистика призвана экономить средства, продукцию, время, деньги, площади, оборудование и т. д. Логист, по меткому выражению одного из журналистов, это профессиональный скряга, который чуть ли не единственный во всей цепочке от производителя до потребителя думает не о том, как заработать, а о том, как сэкономить.

Логистикам, таким образом, подконтрольны все процессы, где можно эту экономию осуществить. А это закупки, поставки, транспортировка, связь с таможней и государственными органами, упаковка, продажи. Выстроив сложную структуру взаимной связи элементов, логистик не позволяет товару долго лежать на складе, грузовику — ехать длинной дорогой, магазину — ждать завоза продукции.

Итак, нужный продукт требуемого качества в необходимом количестве в назначенное время должен быть доставлен в подходящее место с минимальными затратами для потребителя.

Если все эти правила выполнены, можно считать, что логистик выполнил свою задачу. И сегодняшнее превращение логистики в крупный бизнес с большими затратами (в промышленно развитых странах — 20-30% ВВП) говорит лишь о том, что задача эта не из простых.

Необходимость логического мышления нe исключает интуиции и прекрасной реакции-умения быстро находить выход из сложной ситуации. Некоторые из специалистов вообще считают, что «хорошим логистиком, как и настоящим пекарем, может быть только игрок «от Бога» — не умеющий угадать по глазам желание шефа, а наделенный талантом двигать товары и грузы, как фигуры на шахматной доске, к блестящей развязке».

Весьма полезны и коммуникативные качества, умение найти общий язык с разными людьми (от водителей грузовикое до директоров заводов и чиновников Таможенного комитета) и высокая степень концентрации (ведь необходимо одновременно работать с большим количеством информации в параллельном режиме).

Плюс — математические и экономические знания, и, конечно же, понимание основных законов бизнеса, как в глобальном, так и в прикладном смысле.


Источник: журнал «Обучение в России»