Сколько за свою карьеру я провела собеседований: 1000, 3000, 5000? Поверьте, это не имеет никакого значения, когда переходишь на темную сторону и сам начинаешь искать работу.

Наверное, поиск работы для HR-a — это материализовавшееся чистилище, сотканное из жалоб обиженных кандидатов. Предвосхищая замечания: «Зачем же их было обижать? Вот и вернулось бумерангом!» — я не могу не признать проблему вечного противостояния соискателя и эйчара. Каждая встреча могла бы дать обеим сторонам полезный опыт, деловое знакомство да и просто новую информацию, однако на практике всё происходит совсем иначе.

Об ошибках своих коллег я подробно расскажу чуть ниже, а пока скажу в их защиту, что соискатели тоже допускают промахи.

Например:

  • не приходят на заранее согласованную встречу и не предупреждают об этом;
  • предоставляют неправдивую информацию о себе и своем опыте;
  • ведут себя высокомерно и предвзято;
  • принижают ваш опыт и громогласно требуют: «я сейчас же хочу пройти к Генеральному директору, а не рассказывать вам о своем опыте!»;
  • обижаются на вежливую улыбку (по непонятному ряду причин расценивая её, как насмешку);
  • бросают вам в лицо листы бумаги с тестовым заданием, которое вы предлагаете пройти.

Теперь я по другую сторону баррикад и тоже ищу работу.

Каждый, кто хоть раз в жизни занимался поисками работы, помнит, что нужно использовать разные способы: рекомендации, кадровые агенства, сайты поиска работы, профессиональные сообщества, социальные сети и прочее. Я тоже использовала все имеющееся разнообразие.

Казалось бы, чего проще — разместите резюме и ждите откликов и приглашений. Ан нет... Это только начало весьма тернистого пути, который, чем дольше по нему идешь, тем больше напоминает квест.

Уровень 1. Резюме должно отлежаться

Я отправляю резюме в понравившуюся компанию, немного перед этим его редактируя, пишу яркое сопроводительное письмо и жду... день, два, три. Неделю. Месяц. В итоге вакансия оказывается в архиве с пометкой «не просмотрено». Компании, вкладывающие деньги и трудовые ресурсы в HR-бренд, знаете ли вы, как работает ваш отдел персонала?

Но опустим болезненные эмоции кандидата и его негативные отклики в своем теплом кругу (а случается так, что этот круг равен 2500 профессионалам на Линкедине), а также сомнения в профессионализме сотрудника, занимающегося подбором, т.к. по опыту знаю, что многие компании размещают вакансии, которые не требуют сиюминутного реагирования, потому что предназначены для кадрового резерва.

Возможно на вакансию упало 1000 откликов (а таких вакансий у эйчара, как минимум 10), он остановился на 299 и... нашел СВОЕГО кандидата. Но остальные соискатели запомнят игнорирование от данной компании.

Чтобы не собирать неподходящие отклики — потрудитесь разместить небольшое тестовое задание с необходимыми вам задачами в теле вакансии. Это избавит вас от 100500 откликов тех, кто вам категорически не подходит, у кого не хватает компетенций, кто занимается веерной рассылкой по всем компаниям и пр. Вам же в итоге меньше работы по разгребанию сотен откликов и намного меньше заслуженного недовольства соискателей.

Уровень 2. Вредные советы по ведению переговоров

Что тут долго говорить... Очень уж умиляет когда рекрутер пытается быстро найти моё резюме из стопки на столе в переговорной, сверяясь по фотографии. Наконец, находя искомое, бегло пробегается по нему глазами, пока я по её просьбе рассказываю о себе, бубнит: «Да, да, да...». Замолкаю, пытаясь театральной паузой привлечь к себе внимание, поймать контакт глаз и вижу непонимание в глазах рекрутера: «Ну продолжайте же!».

Невольно вспоминаю, как я готовилась к каждому собеседованию, делая в резюме пометки, набрасывая вопросы и отмечая ключевые навыки. Стоит ли говорить о негласном правиле: одна встреча — одно резюме?

Но настает момент, когда мяч в моих руках, и я могу начать задавать вопросы, которых у меня много: о вакансии, нюансах деятельности компании, корпоративной культуре, налаженных бизнес-процессах и тех блоках работы, которые только предстоит строить, но рекрутер смущенно улыбается и говорит: «А это вы уже уточните у директора, если пройдете все этапы» или делает большие испуганные глаза и не предоставляет даже самой простой информации, которую можно почерпнуть с сайта собственной компании.

«Этапы?» — переспрашиваю я. «Ну да!», — бодрый ответ. «Собеседование, заполнение анкеты, решение тестов и задач на время. Через две недели успешным кандидатам мы звоним. У нас ведь конкурс!». Ах да... и собеседование с директором, как вишенка на торте. А как насчет того, чтобы хоть чем-то заинтересовать меня?

Уровень 3. Собеседование ведет Босс

Многие соискатели желают сразу при первой же встрече побеседовать с первым лицом компании. Поделюсь, как это иногда происходит.

Вам приходилось на собеседовании заполнять психологические тесты, тесты на интеллект, решать задачи из разряда «пойди туда не знаю куда»? Обычно это происходит в небольших компаниях, где первую встречу вам назначает именно Генеральный директор (часто, он же собственник), где между делом и рассказом о своем бизнесе, миссия которого (как он считает) «ты хоть в воздухе переобуйся, но сделай!», подсовывает вам тест за тестом.

Не проще ли найти консультанта (компетентного HR бизнес-партнера), который поможет провести собеседования и подстрахует в экспертной тематике, чем обескураживать кандидата фразой: «Нарисуйте несуществующее животное!», когда кандидат имеет в своем арсенале психологическое образование и прекрасно понимает, какого рода информацию дают данные тесты, осознавая, что это «немного» лишние данные для пока только потенциального работодателя?

А вот пример бизнес-кейса на собеседовании буквально через 30 секунд после знакомства: «Вы ведь уже ознакомились с деятельностью нашей компании на сайте? Расскажите с чего вы начнете и как измените работу нашего отдела персонала».

Задаю уточняющие вопросы. Получаю уклончивые ответы. Ситуация анекдотическая:

- А постройте мне завод!
- Какой? Ликеро-водочный или птицефабрику?
- Ну вам же виднее!

И я закрываю дверь после встречи в полнейшей прострации.

Уровень 4. Расскажи о себе, неудачник

Милые рекрутеры, откуда у вас столько шаблонов? Ведь в профессию приходят не с улицы, HR — это призвание, это каждодневное вдохновение от общения с людьми. На ваши слова с порога «Ну, не будем тянуть, вы сами все знаете, а поэтому расскажите о себе», я очень хочу начать как у Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим»: «...начну рассказ о моей жизни с самого начала и скажу, что я родился в пятницу в двенадцать часов ночи...».

Мне очень нравится то определение процесса собеседования, которого я стараюсь придерживаться в своей работе:

«Собеседование — это беседа равных людей, у каждого из которого есть своя позиция, имеющая право на существование, и определенный круг интересов, который может стать общим».

Я с удовольствием расскажу о себе, о своих достижениях и успехах, но, может быть, вы сначала мне улыбнетесь и уточните как я добралась, пошутите о погоде, заметите, как у меня расправились плечи и расскажете мне о компании то, чего я не смогла почерпнуть на сайте, затем было бы здорово услышать о самой позиции, о процессах, которые необходимо организовать либо улучшить, а вместо этого я слышу на третьей минуте встречи:

— Вы чего-нибудь достигли в своей работе?
— Как вы выбираете рабочее место? (Вы, конечно же, имеете в виду качество кожи на моем стуле, верно?)
— Вы готовы пройти тест на интеллект?
— У вас есть кредиты?

И сакраментальное:

— Вы замужем? Дети есть? А почему?

Возможно, то, почему у меня нет детей я смогу показать только у психолога на куклах, но никак не рассказать вам, милая барышня с бестактными вопросами.

Уровень 5. Обратная связь

Я готовлюсь к собеседованию, собираю информацию о компании, беседую с потенциальными коллегами, заполняю массу анкет, тестов, решаю бизнес-кейсы и... на этом все заканчивается. Так и хочется повесить советский лозунг над дверью в отдел персонала: «Рекрутер, а ты дал обратную связь соискателю?».

Пока профессиональная этика рекрутёров ограничивается после 3-часового интервью фразой: «Мы с вами свяжемся». Телефонный звонок, электронное письмо, шаблонный ответ с работного сайта — хоть что-то, чтобы понимать дальнейшие действия. Но нет. Тишина. В общем, провал полный. Темная сторона поглотила меня. HR оказался неуспешным соискателем. Та-дам!

Радует лишь то, что опыта прибывает с каждым таким «собеседованием». Словно по минному полю идешь и думаешь:

  • Если задаются бестактные вопросы, то таковы и члены коллектива/руководитель?
  • Если у меня пытаются найти слабые места в психологическом плане, то хотят знать как меня контролировать либо манипулировать мной?
  • Игнорирование обратной связи для кандидатов среднего и топ-звена стало нормальной практикой в компании?
  • Если стресс-интервью с использованием методов, нарушающих этические нормы — это устоявшаяся тенденция, то какова ежедневная работа?

Эпилог

Вера в то, что Мой Работодатель и я пожмем друг другу руки колеблется, как курс валют. Падает самооценка, возникают сомнения в собственном профессионализме.

Уверена, что в настоящее время очень многие кандидаты, находящиеся в поиске, испытывают подобные эмоции и, выходя из кабинета после очередного собеседования, испытывают жгучее желание хлопнуть дверью.

К сожалению, рынок сегодня принадлежит работодателю. Поэтому забудьте про личные обиды и складывайте неудачные собеседования в задний карман брюк, не забывая регулярно его вытряхивать.

Искать работу — это тоже работа. Ходите на каждую встречу так, словно она у вас первая, а вы полны интереса и здорового энтузиазма, как бы это ни было тяжело. Ведь если в это уже не верите вы, то не поверит и работодатель.

На рынке труда нужно отличаться. Компетенциями, мироощущением, харизмой, уверенностью, приветливой улыбкой. И тогда либо вы найдете работу, либо работа найдет вас.


P.S. Я получила приглашение приступить к работе. Квест пройден. Однако, для меня так и осталось загадкой, что именно помогло мне добиться успеха. Компетентность? Уверенность в себе? Подходящий опыт? Терпение? А, может быть, просто случай? И можно ли создать четкий алгоритм действий, чтобы получить желаемую работу со 100% гарантией?

Увы, порой самые важные вопросы так и остаются без ответов.


По материалам: hr-portal.ru