В последнее время на рынке есть масса вакансий в финансовых компаниях: менеджер по работе с клиентами, менеджер по продаже финансовых услуг, сотрудник call-центра. Эти вакансии привлекательны для соискателей тем, что не требуют каких-либо специальных знаний — достаточно хороших коммуникативных навыков, грамотной речи и некоторого опыта работы в продажах.

Но при этом слово «продажи», да еще в сочетании с «финансовыми услугами» многих пугает — люди опасаются попасть на удочку мошенников, торгующих непонятно чем. А зря. Ведь если правильно подойти к выбору работодателя и обладать соответствующими качествами, можно получить прекрасный опыт и найти себе работу на долгие годы.

Work.ua узнал у компании Maxi Marketing, которая предоставляет маркетинговые и финансовые услуги, на что обязательно нужно обратить внимание при поиске работы в финансовой сфере, чтобы не быть обманутым нерадивыми компаниями-однодневками или другими любителями сделать свой маленький бизнес на чужих проблемах.

1. Равнение на текст вакансии

Обращайте внимание на содержание вакансии. Часто уже по тексту можно отличить реальное предложении от вакансии-обманки. В нем должны быть четко и понятно прописаны требования к соискателю, его обязанности, условия работы, сайт компании и контактный номер.

На сайте работодателя нужно не только получить больше информации по конкретным вакансиям, но и в принципе составить представление о том, чем занимается и чем живет компания. Обращайте внимание, сколько лет она работает на рынке — для финансовых организаций эту информацию всегда можно проверить на сайте регулятора. Если компания международная, стоит обращать внимание не только на опыт работы в Украине, но и на время существования головного офиса и общее количество представительств и филиалов — это говорит о жизнеспособности организации.

Контакты работодателя всегда будут начинаться с местного кода, а не с платных номеров 070 и 090.

2. Собеседование не только для работодателя

Вы откликнулись на вакансию, вам позвонили и назначили собеседование. Естественно, существующий работодатель никогда не потребует оплаты за рассмотрение вашего резюме или проведенное собеседование.

Придите на собеседование минут на 15 раньше назначенного времени. И, пока вы ожидаете, у вас будет возможность понаблюдать за тем, как организована работа компании, как выглядят рабочие места сотрудников. Для человека, который постоянно работает с клиентами на телефоне, правильная организация рабочего места, удобный офис и наличие места отдыха имеет огромное значение.

На собеседовании обязательно обсудите вопрос оплаты труда и будущих обязанностей. Также выясните:

  • оформляет ли компания трудовой договор;
  • платит ли «белую» зарплату, то есть производит ли отчисления в социальные фонды;
  • оплачивает ли отпуска и больничные;
  • как проводит обучение сотрудников.

Эти аспекты взаимоотношений с компанией должны иметь для вас решающее значение.

3. Изучение трудовой договора от корки до корки

Если вы не хотите в дальнейшем бегать за своим работодателем в попытках выбить из него обещанную зарплату, научитесь внимательно читать все бумаги, которые вы подписываете на стадии приема на работу, и в первую очередь — трудовой договор. Как ни банально звучит этот совет, но практика показывает, что многие его игнорируют, подписывая не глядя. И большинство дальнейших проблем вызваны именно этим.

В трудовом договоре должно быть прописано все: режим работы, порядок предоставления отпусков и больничных, дата, с которой вы должны приступить к работе, права и обязанности работника и работодателя, размер оплаты труда и порядок ее начисления, обязанности работодателя в рамках социального страхования. Если все это включено в трудовой договор, можете быть спокойны.

Если вам говорят, что вы классный сотрудник, что компания только вас и ждала, и с завтрашнего дня вы можете приступать к работе, а трудовой договор с вами оформят позже, потому что сегодня кадровик на больничном (в отпуске, в декрете), — можете смело уходить. Ни одна серьезная компания себе таких фокусов не позволит.

4. Условия обучения

Ни один работодатель не бросит вас на амбразуру общения с клиентами без соответствующей подготовки и обучения. Другое дело, как это будет организовано и сколько будет вам стоить. Тут компании условно делятся на три группы.

  1. Те, кто считают обучение своего рода «прелюдией» к работе и, пока сотрудник учится, денег ему не платят. В этом нет ничего плохого, поскольку приобретенный опыт и навыки — это тоже капитал. Если ситуация вам позволяет, соглашайтесь на такой вариант, даже если потом вы не останетесь работать в этой компании.
  2. Те, кто считают обучение сотрудников работой и платит за это пусть небольшие, но деньги (своего рода стипендию). Это идеальный вариант, естественно, если сроки, порядок и оплата зафиксированы документально.
  3. Те, кто требуют с будущих сотрудников оплату за обучение. Это довольно спорный вариант, но тут уж все индивидуально: готовы ли вы платить за предлагаемое обучение и есть ли в этом смысл. Стоит ли говорить, что серьезная компания никогда не предложит новичку купить у нее «пакет услуг» или «новый уникальный продукт», чтобы в порядке обучения «попробовать его на себе».

5. «Холодные», «теплые» и «горячие» звонки

Во многих объявлениях о вакансии можно увидеть слова: «работа с базами клиентов», «поиск клиентов», «горячие» звонки». Что имеется в виду? Телефонные продажи делятся на «холодные», «теплые» и «горячие» звонки.

В первом случае продавец или брокер делает звонок потенциальному клиенту без предварительной договоренности, что называется, наобум. Такие звонки еще называют «телефонным спамом», и в ряде стран эта практика запрещена.

Что касается «теплых» или «горячих» звонков, это традиционная техника продаж, которая используется во всем мире. «Теплые» звонки предполагают общение с абонентом, который уже знаком с товаром или услугой компании и может быть в них заинтересован. «Горячие» — это звонки действующему клиенту либо человеку, который сам оставил (например, на сайте компании) свои контактные данные и готов прямо сейчас приобрести услугу.

Безусловно, «горячие звонки» — это более эффективная техника, ведь работать с подготовленным клиентом намного проще. Но любая из этих техник требует соблюдения алгоритма, прописанного в компании. Этим алгоритмам и обучают новичков.

6. Оплата труда

Оплата труда в продажах, в том числе и в финансовых компаниях, почти всегда зависит от выработки: больше продал — больше получил. Для многих возможность влиять на размер заработка является хорошей мотивацией. Но все же идеальный вариант — когда оплата труда состоит из базовой зарплаты и бонуса по итогам продаж. Опять-таки, все это должно быть отражено в трудовом договоре.


Конечно, работа в телефонных продажах подходит не всем, как и любая другая работа. Но те, кто обладают хорошими коммуникативными навыками, упорством и энергичностью, нередко находят в ней себя. Work.ua надеется, эти простые советы помогут вам не ошибиться с выбором работодателя и найти вакансию по душе.