Work.ua приводит отрывки из книги Никки Саваль “Cubed” об истории возникновения культуры белых воротничков.

Первые белые воротнички

До середины XIX века существование офисных сотрудников было настолько незначительным и децентрализованным, что никто и не пытался выделить их в отдельную группу. Уже эпоха индустриализации ускорила производство и увеличила объём административной, а вместе с ней и бумажной работы. Клерков становилось всё больше, упоминания о них начали появляться в прессе и литературе, и постепенно они начали осознавать себя частью некоего сообщества.

Одним из признаков этой новой социальной группы стали накладные белые воротнички. Сорочки стоили слишком дорого, так что магазины одежды стали продавать клеркам отдельные воротнички.

С самого своего появления офисная работа производила на окружающих впечатление чего-то неестественного.
В мире, где все работали фермерами, плотниками и моряками, офисный труд казался чем-то несерьёзным, а клерк был фигурой смешной и любопытной. В 1880 году таким трудом занималось лишь 5% рабочего населения.

Как офисная работа стала престижной

Однако их количество стремительно росло, и в какой-то момент офисы и их сотрудники стали одним из определяющих факторов, меняющих облик города. Одна из главных причин изменения — специализация бизнеса. Раньше один человек совмещал в себе множественные роли, он был экспортёром, импортёром, розничным и оптовым торговцем, владельцем корабля, банкиром и страховщиком в одном лице. Во второй половине XIX столетия каждое направление нашло своего отдельного исполнителя, банки начали выдавать кредиты, страховые компании — минимизировать риски, владельцы судов — перевозить грузы, продавцы сконцентрировались на конкретных товарах.

Это разделение задач привело к тому, что ручной труд (весь этот грязный, шумный и дурнопахнущий мир) был окончательно отделён от умственного. Компании-производители начали открывать офисы вдали от своих собственных фабрик. Даже если они располагались в одном здании, в нём делали два входа: один — простой — для рабочих, а второй — чистый и красивый — для сотрудников офиса. Ещё одно явное отличие этих групп заключалось в способе оплаты. Рабочим платили за отработанные часы, а клеркам выдавали ежемесячную зарплату. В связи с этим работа в офисе стала ассоциироваться со стабильностью и безопасностью, она становилась всё более престижной.

Как выглядели первые офисы

Первые офисы сильно отличались от привычных нам светлых оупенспейсов, заполненных кондиционированным воздухом. В большинстве своём это были тёмные, душные помещения, где все сотрудники сидели бок о бок, боссы с мелкими клерками на равных. Это порождало особые близкие отношения между ними, для руководителей их подчинённые были одновременно и ассистентами, и доверенными лицами, и потенциальными зятьями.

Успех клерков во многом зависел не только от эффективности работы, но и от созданного ими образа, хороших манер и других личных качеств, которые затем сформируют классическое поведение офисного сотрудника — подчёркнуто вежливого и исполнительного. Ни одно другое сообщество не было так одержимо статусом, как клерки. Их промежуточное, непонятное положение в обществе заставляло их чувствовать себя неуютно. С одной стороны, они уже не были обычными рабочими, с другой — не дотягивали до элиты и даже среднего класса. Эта проблема внутренней самоидентификации будет преследовать офисных сотрудников всегда.

Изменения на рубеже веков

Если бы клерк 1860 года увидел своих собратьев по профессии 1920 года, он бы не поверил своим глазам. На смену крохотным офисным комнаткам, в которых работают твои хорошие знакомые, пришли огромные залы с высокими потолками и выставленными в несколько рядов одинаковыми столами и стульями. По сути, эти офисы строились по подобию заводов, где на месте станков стояли столы.

Боссы теперь работали в своих отдельных кабинетах, а большинство коллег были плохо знакомы друг с другом, потому что времени на общение на работе у них практически не было. Эффективное использование рабочих часов стало главной добродетелью. В течение всего дня за офисными рабочими следили управляющие, они записывали, как часто человек ходил в туалет, сколько времени потратил на обед, не отвлекал ли остальных от работы разговорами. Что же так повлияло на офисную культуру?

За это время бизнес превратился в действительно крупный бизнес. Количество рабочих мест для офисных сотрудников выросло в геометрической прогрессии. Бюрократия захватила компании. Удивительным образом этому способствовало и развитие технологий. Архитекторы научились строить высотные офисные здания, лифты позволили на них подниматься, в 1874-м печатные машинки поселились в офисах, а два года спустя там появились телефоны. Железные дороги сократили расходы на перевозки, сделали доступными новые рынки. Телеграф изменил стандартные представления о времени и пространстве, невероятно упростив передачу информации.

Всё это увеличило и количество бумажной работы: счета, квитанции, договоры, служебные записки, отчёты, расшифровки совещаний и так далее. Количество людей, отвечающих за «бумажное» хранение и передачу информации, росло, и их всех нужно было как-то разместить, как-то научиться ими управлять. С таким количеством подчинённых руководителю нельзя было работать наравне, как раньше. Появилась иерархия внутри компании. Сотрудники по привычке работали с надеждой однажды стать главным, но время такой возможности уже прошло.

Первый тайм-менеджер

В 1898 году Bethlehem Iron Company наняли в качестве консультанта Фредерика Тейлора, прадедушку современной системы тайм-менеджмента. Говорят, Тейлор страдал неким маниакальным расстройством, был одержим измерениями, эффективностью и порядком. Именно ему принадлежит идея стандартизации офисного пространства и труда. Он исходил из того, что работники расходуют слишком много рабочего времени на личные дела: болтают друг с другом, выходят покурить, пьют воду.

Именно он ввёл практику следить с секундомером за выполнением сотрудниками повседневных рабочих дел. Его подход к эффективности на работе стал невероятно популярным, его в разной форме применяли многие американские и европейские компании вплоть до Второй мировой войны. После неё методы Тейлора были признаны демотивирующими для сотрудников, компании стали искать новые, более мягкие и креативные подходы к организации работы в офисе.


Книгу на английском языке можно купить на сайте Amazon.


Источник: the-village.ru