В этом году в Давосе на повестке дня, кроме новой промышленной революции, колебаний на фондовых рынках, падения цен на нефть и решения миграционных проблем, был затронут вопрос о будущем профессий. Назван список тех умений, которые будут нужны через 5 лет.


Список интересный, потому что показывает две значительные тенденции развития человека, общества и культуры. Но пока подробнее о каждом из десяти пунктов.

1. Комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving)

Это означает, что человек способен видеть суть проблем и разбираться с причиной, а не со следствием. Допустим, приходит дама к врачу и говорит: «Хочу похудеть». А врач такой почесал голову и говорит: «Ну перестаньте есть сладкое». А там на самом деле проблема вовсе не в сладком, а в эндокринной системе, режиме дня, психологических проблемах в семье и так далее. В общем, целый комплекс. Так вот, самыми востребованными будут те специалисты, которые будут владеть системным, целостным подходом к решению любых проблем, будут знать, на что еще обратить внимание, помимо самого очевидного. 

2. Критическое мышление (Critical thinking)

Это такой способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию и даже собственные убеждения. Это очень полезный навык, потому что вопрос «Может, всё работает вовсе не так, как мы предполагаем?» помогает развитию.

3. Креативность в широком смысле (Creativity)

Творческое начало — это способность видеть то, чего еще нет. Когда Микеланджело спросили, как он создал статую Давида, скульптор ответил: «Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его». 

4. Умение управлять людьми (People management)

Управление людьми — это сложная наука о том, как лидерам принимать главные решения. Не просто о подчиненных, а о Людях. Как мотивировать сотрудников так, чтобы они бежали вприпрыжку на работу, а не с работы? Как не ошибиться в человеке, принимая его на работу, а повышать тех, кто этого заслуживает? Как разруливать конфликты внутри команды? Знать ответы на все эти вопросы — и значит владеть people management. 

5. Взаимодействие с людьми (Coordinating with others) 

Это, пожалуй, понятно. Аскетичность может вредить бизнесу. Если вы владелец бизнеса, которому трудно общаться с людьми, нужно нанять того, кто умеет наладить контакт хоть с чертом лысым.

6. Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence)

В 1995 году американский психолог Дэниел Гоулман опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект», которая взорвала книжный рынок и стала бестселлером (хотя на самом деле теория ЭИ появилась намного раньше). Сейчас под эмоциональным интеллектом понимается способность понимать эмоции, намерения и мотивацию других людей и свои собственные, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

7. Формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making)

На этом тоже не будем останавливаться — тут все ясно. Хочешь ли, умеешь ли — никому не будет интересно. Катастрофически нужно будет формулировать свое мнение и принимать решения. Самостоятельность во всем.

8. Клиентоориентированность (Service orientation)

Судя по прогнозам, сфера услуг в мире будет только расти, а хороший сервис всегда на вес золота. Приятно, что украинские компании это понимают и работают над культурой сервиса, независимо на кого ориентирован их продукт — на бизнес или конечного потребителя. Но площадка для развития еще внушительного размера, есть куда расти.

9. Умение вести переговоры (Negotiation)

Умение ясно изъясняться, быть убедительным — трендовый навык. Самое приятное, что с практикой им овладеть может каждый.

10. Гибкость ума (Cognitive flexibility)

Когнитивная гибкость — это способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно. Кстати, проверить себя на когнитивную гибкость вы можете с помощью знаменитого теста Струпа. Он очень простой. Быстро произнесите названия цветов, которыми написаны эти слова:

Что видим в этом списке?

5 из 10 навыков касаются умения общаться с людьми, договариваться и управлять ими, понимать и служить им (это управление персоналом, взаимодействие с людьми, переговоры, клиентоориентированность, эмоциональный интеллект). 

Еще 4 сферы из 10 связаны со способностями мозга: умением быстро соображать, видеть суть, находить решение проблем, генерировать новые проекты и идеи (комплексное решение проблем, креативность, когнитивная гибкость, критическое мышление). 

Вывод

Если не знаете, что изучать, то изучайте людей и их потребности, а также тренируйте свой мозг для сложных когнитивных задач. Кажется, это здорово! Наконец-то приходит время, когда сам Человек, его эмоции, мотивации и развитие становится главным в нашем мире.


По материалам: World economic forumsncmedia.ru