Работу хорошо бы выбирать не только по престижности или профессиональным умениям, а еще и по внутренним склонностям. Иногда они ярко выражены, а иногда спрятаны так, что без помощи не выявить. В качестве такой помощи Work.ua предлагает подборку тестов, которые помогут разобраться в себе.

Соционика

Начнем с малого. Определите, если еще не знаете, свой социотип и психотип. Полезно для понимания, как взаимодействовать с другими людьми, опираясь на свои особенности. Кто вы: рационал или иррационал, интроверт или экстраверт, интуит или сенсорик, этик или логик? Из 16 комбинаций вашу можно получить с помощью простого теста из 32 вопросов, в котором нужно выбрать из пары характеристик те, которые вам ближе.

Альтернативой может послужить тест Кетелла — это более детальный многофакторный личностный опросник из 187 вопросов и 20 шкал, который затрагивает и потенциальные профессиональные склонности. Полезен для более глубокого понимания себя или сотрудников.

Тесты на профориентацию

Дальше — тесты на профориентацию и понимание своих профессиональных предпочтений. Поисковик выдает множество вариантов тестирования, но надежнее использовать проверенные методики — например, тест Голланда. По версии создателя теста, существуют 6 профессиональных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый и конвенциональный.

В тесте 240 вопросов, предполагающие односложные ответы «да» или «нет». Пройти его можно за 25-30 минут, а в результате получить описание профессионального типажа и перечень профессий, в которых эти качества найдут наилучшее применение.

Возможно, в вас дремлет художник-экспрессионист, а вы и не знаете об этом? Проверяйте.

Архетипы

Если спросить вас: «Кто Вы?». Что вероятнее всего ответите? После вариантов «человек» или «личность», наверное, добавите: инженер, домохозяйка, руководитель, писатель и т.д. То есть, в основном мы говорим о себе профессиями. Но мы же — это не только работа, правда?

Если вы хотите выстроить свой личный бренд (а это особенно важно, если планируете продвигаться по карьерной лестнице как горизонтально, так и вертикально), вы должны представлять из себя то, что видят в вас другие. А это не всегда совпадает. Так получается тогда, когда за вами есть история, которую интересно узнать, которая отличает вас от всех других. Вот теперь копнем еще глубже — в архетипы.

Понятие архетипа ввел Карл Густав Юнг. Архетипы — это те бессознательные элементы, которые есть в каждом из нас и которые влияют на то, как мы воспринимаем мир и реагируем на него. Так вот, Юнг выделяет 12 архетипов. Базовые — бунтарь, мудрец, правитель и славный малый; смежные — искатель, простодушный, герой, волшебник, любовник, шут, родитель и творец. Чаще всего в каждом из нас есть признаки двух архетипов, один из которых явно доминирует.

Ели вы всерьез задумываетесь о построении личного бренда, Work.ua советует прочесть книгу «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов». Авторы Маргарет Марк и Кэрол Пирсон на основе трудов Юнга превращают психологические архетипы в маркетинговые коммуникации.

В классическом тесте на архетипы 72 вопроса. Как итог, тест показывает не только архетип, который доминирует, а и насколько выражены все 12. Для построения бренда нужно усиливать базовый архетип и тот, который следующий после него.


Если вы знакомы с подобными тестами, делитесь впечатлениями, насколько они оказались полезны для вас. Если знаете примеры других полезных практик — так же делитесь информацией. Самопознание, как и саморазвитие, — процесс длиною в жизнь. Ведь так?