Стать лидером среди лучших

Анастасия Полякова
Стать лидером среди лучших
Всегда ли успешный руководитель должен обладать задатками лидера, и неужели каждый лидер может стать успешным руководителем? Успешные руководители и управленцы, талантливые организаторы и креаторы, умеют создать буквально «с нуля» любое дело.

Теория «великого человека»

Теории лидерства, коих великое множество было создано на протяжении последних двадцати лет, все рассмотреть невозможно. Собственно говоря, мы и не ставим перед собой таких целей. Главное для нас, понять — какими чертами характера должен обладать настоящий лидер и сопоставить этот «желательный набор» с теми характеристиками, которые считаются обязательными для успешного руководителя.

Одной из наиболее распространенных теорий происхождения лидерства считается теория великого человека. Согласно этой мысли, лидер — мужчина с врожденными характеристиками героя, которые позволяют ему иметь власть и влиять на людей. Типичными примерами достоверности этой концепции являются руководители крупных корпораций, политические деятели, успешные управленцы и генераторы самых смелых идей, вот только одно «но» — эти люди совершенно не обязаны быть лидерами по натуре.

Вовсе нет, им достаточно уже того, что они способны объединить вокруг себя людей, готовых подчиниться их власти. Какие мотивы движут этими людьми — вопрос особый, но только современные руководители предприятий и организаций с долей иронии относятся к этой теории, считая ее, скорее «пережитком древности», чем концепцией, заслуживающей доверия.

Когда ищешь в себе черты лидера и, во что бы то ни стало, пытаешься их все-таки найти, хорошо применять теорию личностных качеств. Самое интересное, что во все времена люди пытались докопаться до сути процесса, в котором одни безоговорочно подчиняются другим, и найти причины такого взаимодействия. Еще в прошлом веке было решено не уравнивать всех людей, а несколько возвысить «избранных» над остальными, выделив у них особые качества лидера.

К сожалению, попытки эти, тогда не увенчавшиеся успехом, и сегодня постигла та же участь. И, несмотря на то, что наличие определенных черт характера у руководителей и управленцев различных эшелонов определенно четко прослеживается, говорить о каких-то закономерностях всерьез отваживаются лишь некоторые. Интерес к исследованиям личностных качеств сохранился и по сей день. По теориям личности успешно написаны и защищены диссертации, вот только создать макет «идеального лидера» — дело неблагодарное.

Особый интерес ученых в пятидесятые годы прошлого века вызвали поведенческие отличия эффективных и неэффективных руководителей. Поведенческие теории наделали тогда много шума, даже пытались развиваться как отдельное направление в психологии. Дискуссии о том, какой стиль руководства избрать — автократичный или демократичный, ведутся и по сей день. Многие сегодняшние эффективные руководители подчеркивают именно коммуникационный аспект во взаимоотношениях с подчиненными, говоря о том, что свобода в принятии решений при управлении предприятием, отделом, обособленным проектом, всегда стимулирует сотрудников, подталкивает их к самостоятельным действиям на пути к успеху организации. Правда, позже от этого подхода решили отказаться, утверждая, что теория хороша, если использовать ее ситуационно.

Многие психологи считают, что лидеры могут адекватно оценивать ситуацию и адаптировать свое поведение, поэтому нет совершенно никакой необходимости приспосабливать свое поведение под какой-то шаблон. В центре исследования теории влияния - харизматический лидер, чья власть основана не на должности, а на личностных качествах. Эта концепция — очередная попытка определить формы поведения, отличающие лидера от других, и обозначить условия, способствующие становлению харизматического лидера. Считается, что лидеры инициируют изменения, вдохновляя последователей образом будущего. Эта теория пришлась по душе современным руководителям. Средства массовой коммуникации широко распространили миф о том, что лидерами становятся, а не рождаются, и многие ринулись в эту гонку. В погоне за успехом и признанием далеко не каждый человек оказался близок к победе, все чаще не хватало пресловутых «лидерских качеств».

С конца 70 — х годов идеи лидерства стали связывать со взаимоотношениями лидера и его группы, их влиянием друг на друга. Рассматривают не столько деятельность лидера, сколько процесс налаживания отношений. Главным фактором эффективности лидера становятся межличностные взаимодействия.

Так, например, в теории трансформационного лидерства значительное место занимает желание такого лидера к осуществлению значительных изменений. Этот лидер привносит изменения в концепцию будущего развития организации, в ее стратегию, культуру, производство и применяемые технологии. В отличие от него трансакционный лидер концентрирует внимание на текущей деятельности, традиционных функциях руководителя. Этот лидер склонен следовать общепринятым правилам, и стремится к стабильности больше, чем к изменениям. Теория лидерства как служения основана на том, что лидер не столько руководит и контролирует, сколько служит другим, он ставит интересы других выше своих. Личные качества, необходимые для установления конструктивных взаимоотношений: эмоциональный интеллект, ум, честь, мораль, смелость, отличные коммуникативные навыки. Лидеры налаживают отношения, мотивируя людей верой в успех своего предприятия.

Современные теории лидерства

Лидеры по-прежнему создают обучающие организации, формируют корпоративную культуру и являются коммуникационным центром для реализации перспективных концепций. Традиционное представление о лидерстве — это особые люди, умеющие принимать ключевые решения и воодушевлять подчиненных. Чаще всего наш мозг рисует нам настоящих героев, выступающих на передний план в дни испытаний и кризиса, рано или поздно наступающих на любом, даже самом успешном предприятии. Именно такое представление о «героях нашего времени», где в центре событий харизматичный лидер, противоречит представлениям о равенстве.

Психологи придерживаются точки зрения, когда следует различать понятия «лидер как руководитель» и « руководитель как управленец». Если речь идет о лидерстве, то не обязательно лидер должен быть руководителем. У человека могут быть задатки лидера, но руководителем он может не являться. Точно так же человек может быть просто талантливым руководителем — знать и понимать структуру организации, процессы, которые в ней происходят, уметь наладить эти процессы и организовать работу таким образом, чтобы она была эффективной. А лидерство предполагает, что человек является авторитетом для других людей, служит для них примером. К нему прислушиваются, на него обращают внимание невольно, к нему идут, с ним советуются. Руководитель же может организовать коллектив, и построить работу эффективно, но при этом не являться лидером по своей сути. Поэтому лидерство больше относится к личностным характеристикам.

Утверждение о том, что между лидером и успешным руководителем нет фундаментальных различий, наоборот, во многом упрощает понимание истинных целей и задач, стоящих перед эффективными управленцами. Насколько верно понимание того, что лидеры способны сформировать других лидеров пока неизвестно, но многие тренинговые программы, успешно применяемые в работе с персоналом, доказывают, что благодаря тесному взаимодействию между лидером-руководителем и подчиненным реализуются многие проекты. Именно такая коммуникация является наиболее эффективной, потому что лидеры обязаны обладать заражающим стремлением к успеху и развитию.

Процесс формирования лидеров начинается с руководителей. В тот момент, когда на карту поставлено все, и необходимо разрешить определенную задачу, человек начинает действовать. Успех — дело практики и анализа, поэтому достижение хороших результатов во многом зависит от управленцев, способных передать своим подчиненным не только часть заданий, но и полномочия для принятия решений.

Распространённое мнение о том, что человеку обязательно нужно развивать лидерские задатки, ошибочно. Все не могут быть лидерами. Можно развивать личность человека, но такие личностные качества, как доминирование над другими, нужны далеко не всем. Есть люди, которые реализовывают себя в том, что они творчески проявляются в работе. В своей области растут профессионально, и им этого вполне достаточно. Человек может быть индивидуальностью, может быть яркой, видимой фигурой, а лидером при этом не быть. Украинские бизнес-тренеры признаются, что крайне часто встречаются с людьми, которые считают себя лидерами, устраивают в коллективе «авторитарный» режим, но при этом не являются лидерами.

Неоднократно, в командных тренингах специалисты по персоналу сталкивались с тем, что на деле лидером является не руководитель. Скрытый лидер или «серый кардинал» в наше время не редкость. Такой лидер, несомненно, опытный коммуникатор, но совсем не обязательно талантливый управленец, начинает создавать круг своих «подчиненных», компанию внутри компании, которая подвластна больше ему, нежели руководителю. Совсем не обязательно, что так происходит во всех компаниях, где есть скрытые лидеры. Талантливый руководитель, умеющий организовать своих подчиненных, способен распространить свое влияние и на внутреннего лидера. Если тот будет единодушен с руководителем, с директором, с учредителем, с управляющим, то такой вектор движения только пойдет на пользу компании.

По мнению украинских специалистов, имеющих опыт тренинговой работы по определению лидеров групп, в основном у компаний-заказчиков формируется запрос на подготовку лидеров из амбициозных менеджеров. К сожалению, многие из этих менеджеров совершенно не знакомы с особенностями коммуникаций внутри компании, не владеют необходимыми навыками управления персоналом. Еще один фактор — кризисные ситуации, в которых в срочном порядке начинается поиск лидеров, способных сплотить вокруг себя коллектив. Очень может быть, что в вашем коллективе нет лидера, но, насколько коллектив эффективен, насколько способен развиваться и продвигаться вперед, зависит от того, есть ли в нём прирожденные лидеры.

Что означает быть прирожденным лидером?

Прирожденный лидер — это человек, обладающий харизмой. Чаще всего, на него ориентируются люди, они понимают что он — лидер. Такие руководители не прилагают усилий для проявления лидерских качеств, скорее, они наделены ими с рождения. Нельзя не согласиться с тем, что есть люди, которые только с возрастом и опытом раскрывают свои управленческие таланты, так складываются обстоятельства, что эти качества проявляются в какой-то конкретной ситуации, например, когда возникает необходимость возглавить коллектив. Кризисные, стрессовые и не простые ситуации становятся для многих управленцев той точкой отсчета, с которой начинается их путь и становление как настоящих успешных и эффективных лидеров.

Статья по теме: Мифы о лидерстве

Джерело: интернет-клуб для топ-менеджеров «Я ТОП»


Також читайте

Додати коментар

Щоб додати коментар потрібно увійти.
Залишити коментар