Специальности в сфере рекламы

Ольга Климентова
Специальности в сфере рекламы
Хорошая реклама — почти искусство. И приобщаться к нему вполне могут люди самых разных профессий. Какие же специальности задействованы в этой области?

Рекламный бизнес в нашей стране — сфера достаточно молодая и, пожалуй, одна из самых интересных. В то же время отношение общества к результатам данной деятельности довольно противоречиво. С одной стороны, мало кому нравится навязчивость, а часто и откровенно низкое качество теле- и радиороликов, плакатов и пр.

Для тех, кто решил посвятить себя рекламному бизнесу, есть два основных пути: работа в рекламном агентстве или же служба в отделе рекламы какой-либо компании.

Менеджер по работе с клиентами

В рекламном агентстве такой менеджер выполняет целый ряд обязанностей. Он занимается поиском заказчиков, предоставлением им информации об услугах компании, ведением переговоров по телефону и лично, составляет общую схему работы, то есть планирует, какой вид рекламы и в каком объеме нужен каждому клиенту, проводит расчет стоимости всех услуг по изготовлению, размещению, оформлению и регистрации заказанной продукции. Помимо этого ему необходимо вести учет всех клиентов, ведь некоторая реклама требует продления через определенное время.

В небольших агентствах он часто имеет непосредственное отношение и к творческому процессу, например помогает правильно составить текст или предлагает вариант макета для размещения в прессе. Профессионализм менеджера очень важен, ведь клиент работает в первую очередь с человеком, а потом уже с организацией. И от того, насколько представителю агентства удастся заинтересовать рекламодателя, насколько актуально прозвучат его предложения, зависит, будет ли у компании новый заказ. Данные функции, как правило, выполняет сотрудник с любым высшим образованием и опытом продаж. Ему также необходимо знание ПК (MS Office, Internet) на уровне пользователя.

Надо понимать, что сразу большой зарплаты обычно никто не получает. Если специалист трудится хорошо, удерживает своих старых клиентов и привлекает новых, то его доходы неуклонно растут.

Менеджер по рекламе

Работа сотрудника отдела рекламы крупной фирмы требует большой ответственности. В обязанности менеджера входит поиск агентств, которые будут воплощать в жизнь те или иные идеи рекламной кампании, задуманной руководством организации. При этом часто бывает, что разные виды продукции заказывают различным исполнителям, а значит, требуется сопоставлять цены на определенные виды рекламы и качество конечных продуктов. Приходится также вести переговоры, причем не только с представителями агентств, но и с теми, кто уже воспользовался их услугами, чтобы проверить благонадежность предполагаемого партнера. Ведь фирмы, особенно крупные, затрачивают на свои кампании очень большие средства, и для них важно получить соответствующий результат.

Часто менеджерам требуется, придерживаясь общей рекламной концепции и укладываясь в отведенный бюджет, решать какие-то локальные задачи. Например, договориться об организации выставки или подобрать оптимального исполнителя для печати буклетов. Бывает, что менеджеру по рекламе приходится заниматься и другими делами — это зависит от того, сколько сотрудников состоит в штате отдела.

При приеме на работу от соискателя, как правило, требуются не только высшее образование и владение ПК, но и опыт работы в должности того же сотрудника отдела рекламы или менеджера в рекламном агентстве.

Дизайнер

Работа этого специалиста заключается в создании рекламных модулей, этикеток, логотипов, вывесок и т. п. Иными словами, от него зависит, как будет выглядеть рекламная продукция. Каждая разновидность изображений имеет свои особенности, которые надо учитывать исполнителю. Например, при создании рекламных модулей для размещения в прессе важно придумать узнаваемый и запоминающийся макет, чтобы в нем сочетались все необходимые элементы: логотип организации, фирменные цвета, название рекламируемого объекта, объяснение того, почему именно он так привлекателен для покупателя и, самое главное, где его можно приобрести.

Дизайнер должен суметь, не перегружая картинку лишней информацией, выделить главное, представив его в наиболее выгодном свете. Буклеты, листовки, проспекты и прочие варианты печатной рекламы призваны вызывать у человека желание прочитать их до конца, что очень непросто при нынешнем обилии информации. Тут очень многое зависит от умения дизайнера. Только нестандартный подход: необычные цветовые решения, шрифты, расположение текста и картинок — позволит привлечь привередливого потребителя. Создание логотипов и этикеток — работа особенная. От успешного ее результата во многом зависит дальнейшее продвижение бренда на рынке.

Еще одна сфера приложения дизайнерских талантов — создание наружной рекламы (вывески, штендеры, рекламные щиты и т. п.). Здесь надо уметь не только сделать что-то уникальное, но и учитывать, как конечный вариант будет смотреться на улице, не станет ли он диссонировать с уже имеющимися там объектами.

Дизайнер рекламного агентства, как правило, специализируется на чем-то одном, например на создании наружной рекламы, но выполняет эту работу для разных заказчиков. А его коллега из рекламного отдела компании, наоборот, работает на свою организацию, придерживаясь единой фирменной концепции и привнося ее во все формы используемой рекламы. Дизайнерский труд, безусловно, творческий и интересный, но надо помнить, что результативность тут определяется по конечному продукту. Все материалы должны быть изготовлены качественно и к определенному сроку, а значит, рабочий день может получиться ненормированным.

При приеме на работу наличие у кандидатов высшего образования, как правило, не является определяющим фактором. А вот во множестве существующих графических программ им разбираться совершенно необходимо, причем желательно иметь подтверждающий это сертификат. Обычный перечень используемых дизайнером программ — Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw, иногда какие-то еще. Часто необходимо умение работать с графическим планшетом, навык уверенного рисования от руки, владение основами фотографирования и ретуширования.

Копирайтер и райтер

Традиционно принято считать, что копирайтер — это человек, который придумывает рекламные слоганы, то есть краткие запоминающиеся фразы, обращения для рекламных кампаний. Одним словом, минимум текста и максимум привлекательной информации. В то время как райтер составляет тексты большего формата: подробные описания товаров, пресс-релизы, статьи с завуалированной рекламой. Копирайтеров, которые специализируются только на создании слоганов, не так много. Не каждое рекламное агентство может позволить себе содержать такого сотрудника, поэтому на практике один человек занимается написанием всех видов рекламных текстов. Кстати, создать короткий текст не проще, чем написать объемную статью. Это целое искусство. Не так-то легко придумать яркое броское изречение, которое у всех вызывало бы одинаковые ассоциации. Но если специалист попадает в цель, фразы становятся крылатыми.

Часто копирайтеру приходится заниматься рутинной работой, например описаниями товаров или услуг для каталога или интернет-сайта. В данном случае необходимо умение увидеть что-то необычное в самых ординарных вещах. Не каждый сможет рассказать о торшере или наборе кастрюль так, что прочитавший немедленно захочет приобрести себе столь необыкновенный товар.

Сейчас уже достаточно много учебных заведений готовят именно специалистов в области рекламы. Хотя пока к кандидатам не предъявляют таких жестких требований, как наличие специального рекламного образования, дипломированным работникам все же отдают предпочтение. В большинстве случаев райтеры и копирайтеры — это люди с филологическим, журналистским или другим гуманитарным образованием. Но, как известно, мало кто из знаменитых писателей был лингвистом, поэтому, если человек просто хорошо пишет и обладает профессиональным чутьем, у него тоже есть шанс на удачу. Правда, таким соискателям придется продемонстрировать свою профпригодность. Приветствуется, например, наличие опыта работы в аналогичной должности и публикаций в прессе.

Если набор идет в организацию, имеющую учредителей или партнеров в других странах, требуется владение иностранным языком, чтобы выдерживать единообразие рекламных текстов. Уровень знаний должен быть достаточно высоким, позволяющим улавливать тонкие нюансы и оттенки игры слов. Работать райтер и копирайтер могут как в офисе, так и удаленно, выполняя разовые заказы.

В рекламном деле существует возможность карьерного роста. Проявляя организаторские способности наряду с творческими, менеджер способен стать руководителем отдела, а дизайнер — дорасти до арт-директора. Кто‑то продвигается по служебной лестнице внутри своей организации, а кто-то переходит в другую компанию на более высокую должность или в расчете на перспективы.

В заключение стоит отметить, что кроме перечисленных выше специалистов компаниям, занимающимся рекламой, необходимо множество других сотрудников. Например, фирмам по изготовлению наружной рекламы, особенно имеющим собственное производство, требуются монтажники, электрики, техники для работы на специальном оборудовании, инженеры по его обслуживанию и т. п. Поэтому для того, кто хочет попробовать себя в этой сфере, но не обладает специальным образованием, вакансия обязательно найдется. А если в данном бизнесе будут трудиться заинтересованные люди, то со временем качество рекламы улучшится и она будет не просто двигателем торговли, а станет еще и радовать глаз.


Також читайте

Додати коментар

Щоб додати коментар потрібно увійти.
Залишити коментар