Мифы о лидерстве

Сергей Беляев
Мифы о лидерстве
Лидерство — одна из самых обсуждаемых тем в менеджменте. Однако лидеров как таковых — мало и они сами редко высказываются по этому поводу, поскольку заняты прямым свои делом — управлением людьми.

Лидерство — знание того, как должны обстоять дела и помощь людям в реализации их способностей.

Опыт работы на кадровом рынке показывает, как мало организаций способствует раскрытию потенциала своих сотрудников. Главная причина — в старомодных методах руководства, боязни и нежелании стимулировать лидеров. Одна из причин — мифы, окружающие это понятие.

Миф — это то, что является ложным, но считается верным. К сожалению, мифы, изложенные ниже, часто не дают толковым менеджерам вовремя проявить себя. Попытаюсь сформулировать некоторые из этих ложных убеждений.

Миф 1. Лидерство — редкий дар, данный немногим

Многие считают, что лидерами рождаются, а не становятся. Это не так. Более верен афоризм «Лидерству нельзя научить, ему можно только научиться». Значит, все-таки можно! Намного больше людей, чем считается, имеют потенциал стать хорошими организаторами. Как и большинство навыков, лидерство требует времени, тренировки и работы над ошибками. Ключевое качество, которое делает людей лидерами — способность заботиться о других. Согласитесь, это не есть уникальное качество. Второе качество — чувство цели, миссии. Лидер намечает цель и указывает, куда двигаться. Вопрос в том, будут ли другие следовать за ним или преследовать его…

Миф 2. Лидер должен быть харизматичен

Да, многие лидеры харизматичны, т. е. обладают некими исключительными личными качествами и авторитетом. Однако при внимательном изучении оказывается, что большинство успешных руководителей — нет. Большинство из всемирно известных личностей имеют свои изъяны и проблемы. Для лидера более важны социальные навыки, чем технические. Вас делает харизматичным и обаятельным ваше дело и миссия. А не наоборот.

Конечно, харизматичный лидер затрачивает меньше ресурсов для получения результатов. Однако и административная система управления тоже успешно работает, особенно на технических производствах. С другой стороны, харизматическая система управления более хрупка, поскольку в центре ее стоит одна личность. Случись что с этой личностью — система может развалиться.

Миф 3. Эффективное руководство основано на контроле, принуждении и манипуляциях

Отнюдь. Самое эффективное руководство основано на личном примере, умении воодушевить, уважении и умении быстро принимать решения.

Лидерство больше работает на будущее, чем на прошлое. «Лидер, тот за которым вы идете туда, куда сами бы пойти не отважились». Главные функции лидера — Спаси и Сохрани, Накорми и Обогрей, Рассуди и Направь (А.Калабин). И базируются они на основных человеческих инстинктах: самосохранения и выживания.

Люди следуют за лидером потому, что они разделяют его видение и цель…

Хороший лидер помогает людям стать лучше, чем они есть. Он создает рабочую атмосферу, которая привлекает, держит и мотивирует работников.

Миф 4. Лидер — человек высокой должности/ранга/звания/титула

Истинное лидерство не базируется на должности. В его основе — деятельность, эффективность и возможности. Многие из нас были свидетелями, когда «лидеров» просто назначали на эти роли, что деморализовало людей и наносило ущерб бизнесу. Лучшие компании стараются выявить и вырастить столько лидеров, сколько это возможно. «Гор и партнеры» практикуют «естественное руководство примером». Они не назначают лидеров. Они позволяют им самим выйти наверх. Людей притягивает к тем, кого они уважают, кто может быть примером, у кого они могут учиться и кому подражать.

Миф 5. Хорошие лидеры имеют более высокий уровень образования, чем другие люди

Нет никакой связи между количеством дипломов, их престижностью и уровнем лидерских качеств. Когда дело доходит до руководства людьми, лучший учитель — только опыт, лучший двигатель — воля.

Как говорят, формальное образование позволит Вам заработать на пропитание; самообразование принесет Вам деньги, а воля — власть. Как известно, самые известные гуру бизнеса и политики не всегда даже заканчивали университет. Они полагали, что «в бизнес-школах строят замечательные модели несуществующего мира» (П.Дракер). Учение — это изучение правил. Опыт — изучение исключений. Великие лидеры устанавливают свои правила.

Заключение

Самую лучшую программу развития лидерства имеют современные армии в развитых странах. Там Вы всегда начинаете с самого низа. Постепенно Вы перемещаетесь выше и тщательно оцениваетесь. Ваш уровень ответственности расширяется только с ростом вашего опыта. Опыт следует за неделями и месяцами формальной подготовки и тренировки.

Уникальное испытание для настоящих лидеров — время, проведенное на фронте, в районах боевых действий. Именно там человек ускоренными темпами учится управлять взаимосвязями и конфликтами. Управлять балансом между общей целью и индивидуальными потребностями. Война, к сожалению, быстро расставляет всех на свои места в жизни.

Армейскую модель развития лидерства, конечно, нельзя назвать совершенной, однако пока она является недостижимым образцом для большинства мирных организаций.

Статья по теме: Правила лидерства

Джерело: navigator.lg.ua


Також читайте

Коментарі (2)

Алексей, 31.05.2011, 13:09
Круто, и как все доступно!!!!!!
Андрей Бухонок, 04.06.2013, 12:10
Действительно круто, особенно "круто" выглядядт противоречия в пунктах. Например, одной стороны оспаривается контроль и манипуляции, а сдругой стороны в пример ставится АРМИЯ, где без контроля ничего не будет. И еще много всякого...

Додати коментар

Щоб додати коментар потрібно увійти.
Залишити коментар