Как дважды два

Категорії: Освіта, наука
Юлия Данкова
Как дважды два
Можно ли каждое занятие, которое проводят преподаватели младших классов (а это примерно 700-800 уроков в год), сделать интересным, познавательным, поучительным, а главное, доступным для восприятия?

Для непосвященных профессия учителя начальных классов может показаться такой же простой и незамысловатой, как таблица умножения. В самом деле, неужели так сложно научить маленьких детей элементарному счету и письму, ну пусть даже и сочинительству на вольную тему «Как я провел лето»? «Для этого-то и образования специального не нужно, тем более, высшего!» — подумают многие и… ошибутся. Ведь наставник первоклашек должен знать ничуть не меньше, чем любой преподаватель-предметник. А, вероятнее всего, намного больше…

Педагогическая поэма

Не приходилось ли вам задумываться, какой колоссальнейший груз ответственности лежит на учителе начальных классов. В отличие от своих коллег, читающих химию или историю старшеклассникам, педагог младшей школы должен не только давать новые знания, но и воспитывать: развивать способности и высокие моральные качества учеников.

«Хороший учитель ведет урок так, будто всю жизнь знал то, о чем прочитал только вчера вечером», — гласит школьная мудрость. В этой шутке есть доля правды, ведь к каждому рабочему дню преподаватель обязан основательно подготовиться: просмотреть массу книг, методичек и журналов, подобрать яркие примеры из жизни и литературы, подыскать подходящие таблицы и иллюстрации… Но вот о том, как правильно продумать ход занятия, найти индивидуальный подход и к медлительному Коленьке, и к сообразительной Катюше, какие методы обучения использовать — этого-то за один вечер не постигнешь. Здесь не обойтись без фундаментальных знаний, и не только педагогических.

Где обучают? Профессию преподавателя младших классов сегодня дают только высшие специализированные учебные заведения: педагогические училища, колледжи, институты и университеты.

Упрощенная схема «взращивания» специалистов, позволившая довольно эффективно справиться с кадровым дефицитом в послевоенные годы (когда в стране катастрофически не хватало квалифицированных кадров, и для преподавания достаточно было окончить народные учительские курсы) оказалась мерой вынужденной. Многие понимали: заниматься воспитанием молодого поколения можно, лишь заручившись основательной подготовкой. Так, классик отечественной педагоги Василий Сухомлинский, будучи директором Павлышской сельской школы, заставил всех учителей, под угрозой увольнения, получить высшее образование. Столь конструктивный подход не утратил актуальности и в наши дни.

Куда поступить? Государственный классификатор профессий утверждает: для работы учителем начальных классов необходим диплом младшего специалиста. Неудивительно, что обучение по этому направлению до недавнего времени считалось прерогативой учебных заведений I-II уровней аккредитации (педагогических колледжей и училищ). Однако профильные факультеты все чаще открываются и в университетах. Диплом бакалавра по специальности «начальное обучение» сегодня можно получить в Национальном педагогический университете имени Михаила Драгоманова и Киевском городском педагогическом университете имени Бориса Гринченко. Кстати, по решению столичной мэрии, с 2008 года в состав последнего вошли три киевских педагогических колледжа: городской; имени Ушинского; а также Главного управления образования и науки Киевской городской государственной администрации.

Испытание на… К сожалению, специальность учителя бьет все рекорды по непопулярности. По данным последних социологических исследований, занимает третье место в рейтинге самых непрестижных профессий (что связано с низкими зарплатами в бюджетной сфере и тяжелыми условиями труда). Но хотя основные потоки молодежи устремляются к юридическим и финансовым факультетам, приемные комиссии педагогических вузов не спешат снижать планку требований к поступающим, особенно на госзаказ. Абитуриентов тестируют на знание украинского языка и литературы, а также истории или математики.

Что выбрать? Преподаватель начальных классов призван быть мастером на все руки: и педагогом, и воспитателем, и художником, и музыкантом. В его прямых обязанностях — проведение не только уроков чтения и математики, но и занятий по пению, трудовому обучению, физкультуре… Впрочем, некоторые дисциплины (иностранный язык, изобразительное искусство или информатику) иногда поручают узкопрофильным специалистам. Но обязательно тем, которые не просто знают свой предмет, а и умеют обучать ему детишек младшего школьного возраста. Каждый абитуриент педагогического вуза может выбрать одну из специализаций:

  • начальное обучение и практическая психология;
  • начальное обучение и иностранный язык;
  • начальное обучение и изобразительное искусство;
  • начальное обучение и информатика;
  • начальное обучение и спортивно-организационная деятельность.

Дифференциация позволяет молодым специалистам работать не только классными руководителями, но и учителями-предметниками в начальной школе или специалистами психологических кабинетов.

Профессиональный рост

Хотите расширить сферу трудоустройства? Поступайте в магистратуру, разумеется, предварительно позаботившись о получении диплома бакалавра. Звание магистра педагогики дает право занимать должности:

Пособие для начинающих

В учебных планах факультетов начального обучения — до полусотни предметов. Будущие макаренки и сухомлинские изучают психологию и педагогику, языки и литературу, историю и правоведение, политологию и экономику, физику и математику, химию и анатомию, музыку, рисование и даже… хореографию.

Специалисты уверены, в столь насыщенном списке нет ни одной лишней дисциплины. Преподаватель должен быть всесторонне развитой личностью — только тогда он сможет стать достойным примером для учеников.

Язык и литература

Грамотная речь — визитная карточка любого специалиста, тем более педагога. Кто, как не учитель младших классов обязан научить детей правильно формулировать и излагать свои мысли (строить грамматические конструкции: словосочетания, предложения, тексты), использовать яркие художественные обороты? Не говоря о самой ответственной задаче, которая ложится на плечи наставника малышей, — обучении чтению и письму. Прежде чем работать с первоклашками, студенты получают всеобъемлющие знания по родному языку: орфоэпии, фонетике, лексикологии, грамматике. В рамках вузовской программы по литературе рассматриваются не только произведения отечественной и зарубежной классики, но и детские сказки, стихи, повести... А иначе как учитель сможет донести детям воспитательный смысл рассказа, если сам читал его в первом классе?!

Математика

«Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей», — согласитесь, классик прав. Особенно, если речь идет об арифметике. Неправильные ответы могут серьезно подпортить авторитет преподавателя. А ведь программа младших классов — не только таблица умножения и простейшие предметные задачки о яблочках-цветочках. Обязательно рассматриваются и уравнения, и неравенства, и некоторые формулы. Этот нехитрый материал студенты должны, глубоко осмыслив и проанализировав, пройти фактически заново. Особое место отводится приемам изучения математических действий и понятий с использованием наглядного материала: общеизвестную истину о том, что 2+2=4 объяснять малышам придется не на пальцах, а с помощью ярких картинок и познавательных игр.

Психология

Каждый педагог должен учитывать возрастные психологические особенности ребенка, нюансы его темперамента и поведения, специфику внимания, памяти, мышления… Забудь учитель о том, что маленькие дети не могут воспринимать сухой неинтересный текст, монотонный голос — и эффективность обучения оказывается под сомнением! Будущие преподаватели штудируют общую и возрастную психологию, учатся формировать отношения в детском коллективе, позитивный микроклимат в классе. Но основное внимание уделяется изучению принципов и приемов активизации мыслительных процессов младших школьников, развитию внимательности, памяти, коммуникабельности, наблюдательности — всего, что помогает им учиться на «отлично».

Педагогика

Один из основных профильных предметов, не освоив который нельзя правильно провести урок, да и просто стать преподавателем. Какие принципы, методы, формы обучения и воспитания может использовать учитель? Насколько эффективны те или иные приемы актуализации знаний и навыков учеников? Какие дидактические, воспитательные и развивающие цели у разных типов занятий (лекций, экскурсий, контрольных и лабораторных работ)? Ответы на все эти и многие другие важные вопросы дает только педагогика. Интересно, что в рамках дисциплины обязательно изучаются труды известнейших зарубежных и отечественных гениев педагогической мысли: Яна Амоса Коменского, Константина Ушинского, Михаила Драгоманова, Антона Макаренко, Василия Сухомлинского… Именно благодаря признанным классикам студенты узнают, как можно достичь высот в профессии.

Музыка и хореография

Если вы до сих пор не умеете танцевать и играть на музыкальных инструментах, в педагогическом вузе быстро исправят это упущение, ведь многим учителям младших классов приходится самостоятельно проводить уроки пения и ритмики в школе. Полученные за студенческой партой знания — намного глубже, чем изучение семи нот и основных балетных «па». Будущие преподаватели музыки вынуждены не только постигать азы игры на фортепиано и баяне (даже если раньше не брали инструменты в руки), но и самостоятельно придумывать небольшие музыкальные и танцевальные композиции!

Практика

Стать настоящим педагогом невозможно, даже перечитав самые умные книжки и в совершенстве освоив методику изучения имени существительного. Чтобы напрямую приобщиться к плеяде профессионалов, понадобится (кроме неподдельной любви к детям) нечто большее — уметь применить полученные знания на практике. Заметим сразу: задача не из легких, поэтому решают ее поэтапно. Сначала студенты оттачивают умения и навыки в стенах аудиторий, проводя фрагменты уроков чтения или математики перед одногруппниками. Со временем, вузовские преподаватели выводят их «в свет» — на показательные уроки лучших школьных учителей, у которых действительно есть, чему поучиться. И лишь потом свежеиспеченные специалисты могут попробовать себя в деле, проводя занятия для малышей (рисование, пение, физкультура — не исключение!). Только после этого дают разрешение на преддипломную практику — а это несколько недель непрерывной учительской работы! Молодые преподаватели полностью заменяют классных руководителей: проводят уроки и родительские собрания, выставляют оценки за успеваемость и поведение, заполняют дневники и классные журналы…

Спросите, имеют ли право после успешного прохождения столь ответственного испытания студенты называться учителями? Отнюдь. Но им предоставляется возможность понять, правильно ли они выбрали профессию: открыты ли их души малышам. А это не менее важно, чем накопленные годами старательной учебы педагогические знания и навыки. Ведь, как утверждал сам Сухомлинский, чтобы стать настоящим педагогом и воспитателем, «нужно отдать свое сердце детям».

Джерело: rabotaplus.com.ua


Також читайте

Коментарі (1)

Ольга Шевцова, 15.02.2016, 22:49
Конечно,работать учителем непросто,ответственно,но, вместо с тем,можно видеть через некоторое вреия плоды своего труда и это прекрасно.В преподавании важно иметь свою изюминку,быть артистичным, живым, постоянно переключать внимание детишек от одного вида работы к другому.Ведь у них внимание неустойчивое.А если к работе подключить сказочные,сюжеты и провести интересную физкультминутку,подключить их к ведению урока-все может получиться на ура!!! И самое главное-учитель работает на результат...

Додати коментар

Щоб додати коментар потрібно увійти.
Залишити коментар