Профессиональную репутацию тяжело завоевать, но легко испортить. Но что же следует делать, если ваш авторитет оказался под угрозой, и нужно ли делать вообще? Work.ua искал способы, как сотруднику восстановить репутацию, не стать изгоем в коллективе или кандидатом на увольнение.

Понятие

Профессиональная репутация — это общее мнение работодателя, коллег и других людей о квалификационных и личностных качествах специалиста, которые он проявляет при выполнении вверенных ему обязанностей.

Конечно, все мы стремимся заработать положительную репутацию. Для этого нужно быть профессионалом своего дела, качественно работать, самосовершенствоваться, развивать умения и навыки, быть вежливым, иметь экспертное мнение.

И если у человека безупречная репутация, то она работает на него. Специалист становится конкурентоспособным на рынке труда, его авторитетной точке зрения доверяют, карьера идет в гору, зарплата растет. Но лишиться этих благ очень просто.

Как потерять репутацию:

  • неоднократно допускать ошибки, которые связаны с профессиональной деятельностью (сорвать переговоры с важным клиентом или сроки сдачи проекта, привести неправильные данные в отчете);
  • вести себя неподобающе в коллективе (врать, сплетничать, строить козни коллегам, флиртовать);
  • выставлять на всеобщее обозрение непозволительные моменты личной жизни в социальных сетях;
  • не следить за своим внешним видом и проч.

Как восстановить репутацию

От ошибок не застрахован никто. Но раз уж они случились, не стоит уходить от ответственности или поспешно увольняться. Лучше взять себя в руки и попытаться вернуть репутацию.

Универсального рецепта, как это сделать, к сожалению, не существует. Все зависит от сферы, в которой был допущен промах, и его масштабов. Поэтому в каждом отдельном случае следует действовать по-разному. Но есть несколько классических приемов, помогающих провинившемуся реабилитироваться в глазах сослуживцев и руководства.

1. Проанализируйте ситуацию

Не пытайтесь исправлять ошибки, пока вы не избавились от негатива и не простили самого себя. Не стоит терзаться угрызениями совести и заострять внимание на том, что уже произошло. Лучше подумать, как ликвидировать недоразумение и его последствия. Для начала разложите ситуацию по полочкам, оцените, почему случилась та или иная оплошность, что вы можете с этим сделать.

2. Признайте ошибку

Покажите окружающим способность отвечать за свои поступки, озвучьте итоги, к которым вы пришли во время самостоятельного «разбора полетов». Не оправдывайтесь и не перекладывайте ответственность на других. Признайтесь, что совершили ошибку, и поговорите с человеком, который пострадал от ваших действий. Предложите несколько вариантов выхода из ситуации, пообещайте, что такого больше не произойдет.

3. Повысьте ответственность

Будьте готовы к повышенному вниманию к вашей персоне. Отныне ваши поведение и поступки должны быть безупречны. От вас непременно ждут действий. Так что действуйте, но тщательно обдумывайте каждый шаг. Правильно проявите инициативу, возьмитесь за выполнение важного задания, предложите методы улучшения рабочего процесса. И, конечно же, доводите начатое до завершения.

4. Знайте меру

Вы должны быть инициативны, но в меру. Ваша активность может быть воспринята как способ умаслить общественность. Но вы же не этого добивались. Ведите себя спокойно, не проявляйте агрессии, покажите свою целеустремленность. Дайте понять окружающим, что вы заинтересованы в развитии компании, на которую работаете, а не в сугубо личном успехе. И главное — будьте искренни.


Work.ua уверен, что при разумном подходе можно решить любую проблему. Даже восстановить пошатнувшуюся репутацию. Только помните, чтобы вернуть себе честное имя, понадобится время, терпение, талант дипломата и знание психологии. Чтобы не пришлось так хлопотать, берегите свой авторитет и не теряйте его.