Мало на земле профессий, которые со стороны кажутся столь же романтичными и авантюрными, увлекательными и полными высокого творчества. Про представителей этого ремесла снимают кино и пишут приключенческие романы.

Но разоблачать мифы о журналистике начали тоже давным-давно — и Мопассан, и Чапек, и, наконец, пресловутая «Вторая древнейшая профессия». И все же обаяние легенды оказывается сильнее...

Миф №1: Общительность и обаяние — главный залог успеха

Безусловно, некоторые воспитанные в раннем детстве качества журналисту необходимы, но вовсе не быстрота реакции и наглость, как принято считать. Очень важно обладать бесконечным любопытством и получать удовольствие от узнавания нового. А, кроме этого, должна присутствовать почти физическая потребность рассказывать это новое окружающим. Такой человек не может успокоиться до тех пор, пока не превратил увиденное или услышанное в связный рассказ. Вот это свойство привить невозможно, оно либо уже сформировалось, либо нет.

Что же касается общительности, то здесь все не так просто. Понятно, что приходится разговаривать, задавать вопросы, не всегда приятные, и вообще, несколько навязывать свое общество. Но неверно думать, что журналисты не испытывают известного смущения, общаясь с незнакомыми людьми. Однако желание получить информацию оказывается сильнее.

Известно много великолепных профессионалов, которые выглядят и ведут себя как абсолютные интроверты. Некоторые застенчивы, другие молчаливы и чудаковаты. Но, обладая искренним и неослабевающем интересом к окружающему миру, умеют расположить к себе людей, а поэтому получают ровно столько информации, сколько им нужно.

Наглость и бесцеремонность, вопреки распространенному мнению, порой даже вредны журналисту. Они свидетельствуют о недостатке твердости характера и упорства. А упорство, целеустремленность — одно из наиболее важных качеств в этой профессии.

№2: Если ребенок хорошо пишет сочинения в школе, значит, у него есть склонности к журналистике

Безусловно, умение писать тексты приближает к профессии. Даже на телевидении и радио вначале существует печатный текст, а потом уже картинка или звук. Но сказать, что журналистика - это удел гуманитариев, людей, склонных к образному мышлению, будет неправильно. Сегодня журналистика становится все более аналитичной и жесткой. Публицистика «толстых журналов» постепенно вытесняется бесстрастной аналитикой и сухим репортажем - и это общемировой процесс. Посему наиболее востребованы и успешны те, кто умеет логически мыслить, отделять главное от второстепенного, структурировать информацию и т. п.

Опытные журналисты признаются, что в нестандартной ситуации они будто наблюдают со стороны за происходящим, и рефлекторно придумывают слова и фразы, складывая их в печатный текст. Телевизионщики — соответственно, в картинку на экране... Вот этот «описательный» тип реакции на окружающее делает просто любопытного человека журналистом.

№3: Сначала нужно выучиться, а затем — работать

Оценить свои склонности и возможности в журналистике можно лишь практическим путем. И чем раньше случится первый опыт, тем лучше.

Школы юнкоров существуют и сегодня. Они работают при крупных газетах и журналах, при университетах и Дворцах юношеского творчества. Учеба в подобной школе хороша тем, что позволяет получать навыки и одновременно публиковаться - газеты с удовольствием отдают на откуп юнкорам небольшие новостные заметки, особенно на школьные темы. Это надежный тест профпригодность.

Если к окончанию школы у абитуриента факультета журналистики за плечами пара десятков публикаций и еще столько же «в столе» — тогда можно о чем-то говорить.

Кстати, при поступлении наличие минимум пяти публикаций обязательно. К тому же необходима рекомендация творческого коллектива редакции или издательства. И куда лучше, если характеристику выдадут не потому, что в редакции работают добрые знакомые родителей.

Можно пойти и более прямым путем: позвонить или прийти в редакцию газеты или радио и предложить себя в качестве внештатного корреспондента, согласного бесплатно делать простую работу. Это может быть подбор справочной информации, помощь в сборе материалов для редактора и т. д. Как правило, в редакции всегда не хватает людей именно для рутинной работы. Но, очутившись внутри редакционной жизни, можно наблюдать за работой журналистов, изучать принципы построения номера и методы сбора информации. Вероятность того, что в какой-то момент поднаторевшему новичку предложат корреспондентскую ставку, достаточно велика. Нужно лишь обладать выносливостью, упорством и готовностью учиться.

№4: Учеба на факультете журналистики — это веселая компания плюс ненавязчивое обучение правильной улыбке перед камерой

Дилетанты широкого профиля — так иногда называют своих студентов преподаватели факультетов журналистики. И действительно, чему только не приходится учиться будущим золотым (и прочим) перьям. В отличие от большинства западных стран, где журналиста компактно (месяца за три) обучают исключительно профессии, наши программы полны нужными, сомнительными и совершенно точно ненужными дисциплинами. Если, конечно, речь идет о серьезных учебных заведениях, а не частных ускоренных курсах.

Во-первых, курс современного русского языка (к сожалению, не всеми осваиваемый). Если добавить сюда стилистику и редактирование, то можно сказать, этим журналист занимается все пять лет. Диктанты, контрольные, рефераты — неизменная и весьма муторная составляющая беззаботной студенческой жизни.

Во-вторых, вся художественная литература — от античной до современной западной, от частушек до Пелевина с Сорокиным. Понятно, что студентам приходится читать горы книг, не только увлекательных, но и невыносимо нудных. Потому экзамены по литературе — это серьезное испытание на верность профессии.

А еще история отечественной и зарубежной журналистики, издательские технологии, иностранный язык, социология, право, политология, рекламное дело.

Кроме того, в программе есть множество предметов, напрямую не связанных с профессией, но добавляющих эрудиции и развивающих гибкость ума, — философия, психология, религоведение, логика, экономика.

Понятно, что с каждым годом все больше внимания уделяется технической стороне работы журналиста. Если раньше все ограничивалось курсом по фотоделу и парой-тройкой практических занятий в учебной телестудии, то современные студенты серьезно осваивают электронные СМИ, компьютерный дизайн и верстку, информатику и математику ...

Миф №5: факультет журналистики может научить профессии

Один из самых загадочных предметов, изучаемых студентами журфака, называется журналистским мастерством. Или основами журналистики. Или основами творческой деятельности журналиста. Полное имя зависит от фантазии руководства института.

Обучение этому предмету состоит из пространных лекций и разбора студенческих работ. Хорошо, если лекции читают приглашенные «звезды» — практики, которые ежедневно и ежечасно сталкиваются с «основами творческой деятельности». (Хотя мало кто из них может внятно объяснить технологию собственного труда, подразумевающую личные связи, интуицию и харизму). Хуже, когда мастерству учат педагоги, давно отошедшие от практической работы.

Несмотря на безусловную и неоспоримую ценность общегуманитарного образования, которое дает хороший институт, творчески журналиста формирует практика.

Миф №6: работа журналиста — это сплошные детективные расследования, интервью со звездами и пресс-конференции с фуршетами

На самом деле придется, по крайней мере, первое время, писать информационные заметки, длиной в пять-десять строк, составлять простенькие сообщения, собирать сведения для обзоров. Черновая работа, из которой состоит на три четверти деятельность опытного журналиста, у новичка занимает все время.

Прежде чем будет опубликовано самое обычное интервью, например, с рядовым чиновником, нужно сделать следующее: понять, с кем нужно поговорить и о чем, найти необходимый телефон, звоня в разные отделы и подразделения ведомства, провести долгие и нудные переговоры с секретарем, пытаясь вежливо реагировать на глупые вопросы, в нужное время приехать и попытаться вытянуть из чиновника хоть что-то, отличающееся от официальных документов, расшифровать пленку (то есть напечатать все, что на ней записано), из полученного невнятного бреда соорудить живое и увлекательное интервью, отправить его чиновнику на согласование, попытаться убедить чиновника, что его правка делает материал нечитаемым, внести правку и опять отправить материал на согласование (этот этап может повторяться многократно), сократить интервью, потому что оно оказалось в полтора раза длиннее, успеть сделать все вышеперечисленное в срок, несмотря на то что чиновник явно никуда не торопится.

Бесконечные звонки, поиск, иногда изнурительный, нужной информации из самых разных источников, преодоление сопротивления тех, кто не хочет вмешательства прессы в свои дела, поездки из одного конца города (или страны) в другой, постоянная готовность сорваться с места — без этого журналист не может стать настоящим мастером. Статья, репортаж, телепередача — это лишь вершина айсберга, результат огромного труда.

Миф №7: Жизнь у журналистов — интересная!

А вот это как раз не миф! Журналистика действительно безумно интересная профессия. Для тех, кто ее любит и ей владеет.


Источник: журнал «Обучение в России»



1 comment

Александра Васюта 20.03.2017, 02:29
"Источник: журнал «Обучение в России»"
На украинском сайте?

To leave a comment, you need to sign in.