Как успех связан с лидерством, разница между менеджментом и лидерством, а также как отличить псевдолидера от лидера настоящего? Work.ua знает ответы.

На фото изображен Махатма Ганди — идеолог и лидер движения за независимость Индии от Великобритании. Благодаря философии ненасильственного сопротивления Ганди смело называют духовным лидером нации, на его труды активно ссылаются до сих пор.

Так обязательно ли вписывать своё имя в историю, чтобы считаться лидером? Может достаточно просто управлять группой людей? И вообще, каждый ли может стать лидером? Об этом Work.ua рассуждает вместе с Павлом Платоновым, который в книге «Почему увольняют в 40. Заметки работодателя» поднимает среди прочих и тему лидерства.

Как лидерство связано с успехом

Что считать успехом и как его достичь? На эту тему исписаны горы бумаг — от примитивных статей лидеров сетевого маркетинга, где успех сводится к количеству денежных знаков, до толстых академических изданий, где почти научным способом выведены широкие перечни предусловий успеха.

Внимания заслуживает лаконичная, ёмкая и простая формула успеха, которую вывел бизнес-тренер Радислав Гандапас:

Успешным человеком может считаться тот, кто имеет избыток (профицит) четырех жизненных ресурсов — времени, энергии, статуса, денег.

Дефицит хотя бы в одном из ресурсов говорит о том, что успех еще не достигнут. Причем выбранная последовательность неслучайна:

  • Свободное время у индивида получается в результате желания.
  • Свободная энергия — в результате работы над собой.
  • Избыток статуса — в результате работы над собой и окружением.
  • А деньги — в результате умелого использования первых трех ресурсов.

И вот «статус» — это и есть лидерство. Без лидерства — хоть самого незначительного, хоть в чем-то, но все же лидерства — невозможен профицит статуса, а значит и успех как таковой.

Чем отличается менеджмент от лидерства

Существует мнение, что термины «менеджмент» и «лидерство» тождественны. Раз менеджер — то руководитель, а раз руководитель — то априори уже и лидер. Но это не так. В основе каждого понятия лежат совершенно различные функции.

«Менеджмент — наука делать вещи правильно. Лидерство — наука делать правильные вещи», — замечает Питер Друкер, один из влиятельных теоретиков менеджмента XX века.

Ошибочно использовать термин «лидерство» по отношению к людям, находящимся на самой вершине управленческой иерархии. А также называть «менеджментом» людей уровнем ниже в той же организации, а всех остальных — персоналом, специалистами и наемными сотрудниками.

В современном мире лидерство требуется чуть ли не от всех и каждого, вне зависимости от того, в какой профессиональной группе они находятся. Лидерство — это не набор характеристик. Лидерство — это стиль поведения.

Все ли могут быть лидерами

На самом деле, мы все в принципе можем быть лидерами. Это как каждый желудь в принципе дуб. Но дуб и «в принципе» дуб — это немного разные вещи. Чтобы желудю стать дубом, ему надо упасть в нужную почву. Упав, надо чтобы его свинья не съела, чтобы дождь и солнце работали в нужном режиме, чтобы газонокосильщик его не скосил.

Так и человеку — надо попасть в нужную среду. И он расцветет. Но не все знают, что собой представляет «их» среда и где её искать. К тому же есть еще «фактор судьбы» — когда человек родился не в то время и не в том месте.

Но! Можно с уверенностью сказать, что в той цивилизации, в которой мы родились, каждая здоровая особь хоть раз в жизни испытывалась на лидерство. Каждая! В детстве расцветали одни лидеры, в отрочестве — другие, в юности — третьи, в армии — четвертые, в вузе — пятые и так далее. И только единицы пронесли свое лидерство от яслей до взрослой жизни, потому что смогли удержаться в шкуре лидера.

С чего начинается лидерство

Лидерство начинается c хорошей химии крови, которая дает профицит энергии, а потом следует поиск идеи или даже сверхидеи, куда этот профицит можно слить.

Энергия без идеи приводит к эффектам «Бешеной собаке семь километров не круг» и «Дурак с инициативой — опасней вора». А масса идей в голове без энергии отражена в поговорке «Дурень думкой богатеет».

Между идеей и энергией должен быть некий «механизм», который приведет к равновесию между двумя этими факторами и будет полезным в трёх областях деятельности человека:

  • полезность для себя;
  • полезность для «земли» (социума);
  • полезность для «неба» (богоугодность ценности).

Идеи, покрывающие одновременно все три вида полезности, имеют наиболее труднодосягаемые конкурентные преимущества. Соответственно, это ключ к долгосрочному лидерству. Иначе лидерство легко потерять.

Момент потери лидерства

На момент потери лидерства мало кто обращает внимание, но он является следствием. А причиной ему — либо смена внешней среды, либо злоупотребления лидера по отношению к окружению.

Когда есть недостаток употребления, то его с лихвой и с радостью компенсирует «свита короля». А вот когда «король» начинает злоупотреблять, то постепенно набирается критическая масса недругов. Что, в конечном итоге, приводит к массовым перебежкам «свиты» к другому «королю».

Как отличить псевдолидера от настоящего лидера

Есть два характерных признака, которые помогают увидеть за ширмой лидера псевдолидера.

1. По концепции вождя

Настоящий лидер исповедает концепцию творца, а не концепцию вождя. И поэтому он не считает необходимым защищать свою территорию от посягательств других лидеров. Он (лидер) знает, что кто бы там не посягнул на его территорию, авторитет или инициативу — получит лишь временную победу. Со временем все вернется на круги своя.

А вот псевдолидер этого всего панически боится. Поэтому ему приходится в грубой форме защищать свои территории. И в конечном итоге он приходит к тому, что только этой защитой и занимается, порождая в себе синдром «паранойи вождя».

2. По принципам принятия решений

Лидер каждое свое решение тестирует на правильность. То есть он допускает, что может ошибаться. А вот псевдолидер никогда не сомневается в правильности своих решений. И критерием в принятии решения ему служит не тест на ошибочность, а количество бурных аплодисментов толпы.

Аплодисментов достаточно? Значит выдаем нагора решение. Если аплодирующих мало — ну что ж, будем работать над толпой, чтобы аплодирующих стало больше. А кто не аплодирует — тот враг.


Пример Уинстона Черчилля заставляет задуматься, что любые приобретенные навыки строятся на основе неукротимого стремления дерзать, стремиться к большему и в конечном итоге лидировать. Лидер — это человек «на передовой», который чувствует «запах» своего пота и держит за руку своего коллегу.

Нам есть чему поучиться у великого Сера Уинстона Черчилля, правда?


Читайте также: 4 типа руководителя по версии Ицхака Адизеса



30 comments

Юрий Сырцов 26.10.2015, 17:08
Маловато!!!))
Дарья Начовная, менеджер сайта Work.ua 26.10.2015, 17:28
Юрий, здравствуйте! Интересно Ваше мнение — чего не хватило? Или наоборот?)
Юрий Сырцов 26.10.2015, 19:45
Здравстуйте, Дарья! Да по моему, о лидерстве можно было бы чуть побольше порассуждать. Вообще, по-моему лидер - это внутреннее состояние человека. Можно посетить множество курсов на лидерство, изучить техники лидерства, типа в момент переговоров встать, что бы находится как бы сверху над тем, над кем лидируешь, но все это не приводит никчему если нет знаний, опыта, навыков, "гейзера"внутри, магнетизма, харизмы что ль. Нет тяги к знаниям, умениям, новым сферам деятельности или расширению имеющейся сферы.Т.е вопрос , по -моему, очень комплексный. Есть еще такая штука соционика, которая определенные типы сразу заносит в лидеры , а другие нет. А социотип человека не меняется на протяжении жизни, может лишь искривлятся. По этому стремится к лидерству тем, кто изначально не лидер нет смысла, только идти против себя.
П.С. судя по "ненасильницкому" на украинском языке у Вас бы хорошо бы получилось .))
Юрий Деменский 26.10.2015, 20:25
Хорошие цитаты в статье, да и статья тоже но, соглашусь с Юрием Сырцовым - это или есть или этого нет. Такие статьи как и тренинги хороши для расширения своих знаний и понимания лишь тем, кто идет по своей дорожке, кто предназначен для этого дела, кому дано от природы.
Таиса Лупанова 26.10.2015, 20:40
Есть такое выражение: "Талант можно развить, но не привить".
Дарья Начовная, менеджер сайта Work.ua 27.10.2015, 11:02
Юрий, спасибо за столь развернутое объяснение. Павел Платонов в книге посвятил целый раздел теме лидерства. Мы же ограничены форматом статьи и вынуждены давать "выжимку" — самое вкусное.

По поводу тезы, что лидерство — внутреннее состояние человека. Могу сказать на собственном примере: это состояние имело свойство затихать и просыпаться в разные жизненные периоды. То есть в моем случае были периоды "откровенного" лидерства, так скажем, но я не смогла пронести его на всех жизненных этапах, которые успела прожить (о чем и пишет Павел). Почему-то кажется, что Вы и есть пример человека, который своё лидерство ни разу не потерял и не собирается ;)

По поводу украинского — Вы абсолютно правы, и команда Work.ua уже работает над украинизацией проекта.
Юрий Сырцов 27.10.2015, 12:35
Дарья, затухание, по-моему , может бы связано либо с наличием более сильной воли рядом либо отсутствием среды лидирования(людей + обстоятельств=необходимость в лидировании).Хм, прекращаю писать, а то уже формулы пошли, так и диссер глядишь вырисуется, а мне он без надобности:)
Дарья Начовная, менеджер сайта Work.ua 27.10.2015, 12:50
Юрий, спасибо за короткую и интересную дискуссию :) Успехов Вам!
Приймак Игорь Викторович, Genuine Grace 28.10.2015, 10:54
Кстати, разве есть бог? Соответственно нет и никакой "богоугодности". Статья полезная, но, конечно, могла бы быть и лучше: больше конкретики - меньше абстрактных неизмеримых концепций.
Егор Губин 06.03.2018, 18:25
Да есть
Дарья, Столичная Ювелирная Фабрика 18.08.2021, 17:56
Да, есть.
Таиса Лупанова 26.10.2015, 17:49
Сколько потенциальных дубов уничтожили всякие свиньи!
Александр Гринь 27.10.2015, 21:44
ага) и особенно газонокосильщики у нас, в Украине!:) Целые леса "выкосили"!)
Виталий Панченко 26.10.2015, 19:47
Если человек знает хорошо свою работу как это было при совдепи он и становился начальником или лидером своей професии
Таиса Лупанова 26.10.2015, 20:46
Самое неправильное положение. Во-первых, начальник - это одно, а вот выражение "лидер своей профессии" вообще лишено смысла. Говорить правильно - "профессионализм".
Лидер, это прежде всего тот, кто ведет за собой (причем добровольно и воодушевленно)
Начальник, по хорошему, должен быть лидером. Это прекрасное качество. Но это бывает не всегда. Поэтому есть два варианта: лидер-заместитель (то есть передача функций лидерства добровольно), в противном случае - всегда есть "серый кардинал".
Юлія Дишко 26.10.2015, 22:37
Так...звичайно не кожен може бути лідером)))Людина,яка на 100% впевнена в собі,в своїх ідеях є авторитетом для своїх колег,може бути лідером)))
Светлана Солодар 27.10.2015, 14:50
Меня очень удивили слова Виталия Панченко о том, что при совдепии начальником становился человек, который хорошо знал свою работу. Вы очень сильно ошибаетесь. Были прекрасные специалисты и лидеры в коллективе, люди пользующиеся уважением,только начальником становились по-блату.
Юлія Дишко 26.10.2015, 22:51
Висловлюючись просто, лідер це той хто знає куди прагне прийти, встає та йде.
Анна Орел 27.10.2015, 13:32
Хорошая статья:) Только вот при всем уважении к Радиславу Гандапасу, думаю, что Формулы успеха в каждом успешном случае могут быть своими. Нужно искать свою собственную формулу, а не копировать чьи-то. А то будем в результате иметь когнитивный диссонанс и исповедовать опять-таки чужие идеи, ценности. Про какое там уже лидерство можно говорить. Думаю, что хорошие бизнес-тренеры (И Радислав в том числе) нам даются как ориентир, для учебы, для познания себя, но не для слепого копирования и внедрения чужих ценностей в свою жизнь. В общем, лично созданная и работающая парадигма - основа личной формулы и счастья, и успеха:) Основа нашего успеха - уважение своей личной индивидуальности:) Успеха всем нам:)
Павел Шейко 27.10.2015, 13:50
надо жЁпу целовать кому надо и валить все на других и подчиненных. А также, интриговать, интриговать, интриговать.
Павел Шейко 27.10.2015, 13:52
А вообще, зачем быть лидером? Тщеславие тешить? Альфа лидеры долго не живут. А чтоб деньги получить есть три пути - брак, наследство и кража.
Светлана Солодар 27.10.2015, 14:52
А вы не пробовали еще и работать? Головой или руками?
Гилёв Александр Александрович, WebTech Nikolaev 01.11.2015, 18:43
"ненасильницкого"... в Русском языке нет такого слова.
Есть слово ненасильственный.
Гилёв Александр Александрович, WebTech Nikolaev 01.11.2015, 18:51
В целом статья откровенно слабая и поверхностная. Написана, судя по всему, просто для галочки.
Психологии лидерства и управления различными коллективами и сообществами посвящено множество научных трудов.
Для чего эта статья? Кому она может быть полезна? Насколько приведенные "факты" и "доводы" научны и соответствуют действительности?
Какое отношение к психологии и социологии имеет автор этого "реферата" по мотивам википедии?
Таиса Лупанова 02.11.2015, 14:34
"Дарья Начовная, менеджер сайта Work.ua, 27.10.2015, 11:02
Юрий, спасибо за столь развернутое объяснение. Павел Платонов в книге посвятил целый раздел теме лидерства. Мы же ограничены форматом статьи и вынуждены давать "выжимку" — самое вкусное."
Самое вкусное - сок, а это, простите, "выжимки", "жмых".
Yurii Ostrikov 18.01.2018, 14:22
ЛИДЕРСТВО подразумевает в себе СОРЕВНОВАНИЕ (честное , естессссно).
Иначе “рождается“ СКРЫТЫЙ ЛИДЕР.
Артем Иванев 31.05.2019, 11:27
А написали, написали... Такого нагородили - не перелезешь. Вспоминайте старые, добрые определения характера, темперамента человека, такие как холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик и т.д. От этого все исходит. Все уже написано до нас. Лидерские качества сильно проявляются в стесненных условиях жизни человека, как тюрьма, армия, война. А на работе лидера можно и сыграть.
Сергій Мостюк 09.02.2020, 08:35
Думаю, що ті, хто не стали лідерами, завжди будуть казати, що це така доля. Кароче, треба вчитись. Ось цікава підбірка про лідерство https://www.bizmaster.xyz/2018/06/25-urokiv-biznes-liderstva-dlya-pidpryemcya.html
Ірина Шевчук 30.04.2021, 16:02
Питання чи всім потрібно бути лідерами? А не чи всі можуть ними стати? питання-навіщо? Щоб бути кращим за інших? Робити щось важливе,корисне для людей? Щось доказати собі чи комусь? І чому є пропаганда лідерства? Не всім воно потрібне.
Дарья, Столичная Ювелирная Фабрика 18.08.2021, 12:52
Просто прекрасная статья. Одна страничка. но размышлений над каждым абзацем хватит не на один день. А некоторые вещи хотелось разобрать на цитаты. Немного не хватило какого то вывода в конце, развернутого резюме, кажется, что статья оборвана на середине. Но это правда очень интересно. Цепляет!

To leave a comment, you need to sign in.