Увольнение — это всегда стресс, независимо от того, уходите ли вы по собственному желанию или по желанию руководства. Поэтому сообщать сотруднику, что в его услугах не нуждаются, довольно сложно. Некоторые работодатели боятся лишить сотрудника работы из-за трудного жизненного положения, взрывного характера или хороших отношений с коллективом. Но это не повод оплачивать труд некомпетентного человека, занимающего чужое место.

Work.ua рассказывает о психологических тонкостях увольнения и о том, как лучше это сделать.

1. Смягчите «падение»

В психологии существует так называемый прием ПНП (позитив — негатив — позитив). Суть проста: сначала вы сообщаете сотруднику хорошую, приятную новость, затем переходите к делу, а после того, как он пришел в себя, заканчиваете речь на позитивной ноте. Рассмотрим, как это работает в действии.

Позитив. Скажите подчиненному о присущих ему талантах, о том, как вам приятно с ним работать, и что его навыки найдут отклик на рынке труда. Дайте понять, что вы уважаете его как личность.

2. Перейдите к сути

Теперь негатив. Сообщите об увольнении. Не делайте акцент на непрофессионализме и неумении вести дела. Мягко объясните, с какими конкретными функциями ему не удалось справиться. Обязательно позвольте человеку высказать свое мнение. Приготовьтесь услышать укоры и недовольство, но не возражайте и не вступайте в полемику.

Внимательно отнеситесь к его словам, возможно, вам удастся услышать для себя нечто полезное, понять настрой коллектива по отношению к руководству.

3. Поддержите увольняемого

Снова позитив. Окажите увольняемому сотруднику поддержку. Подчеркните, что его личные качества не имеют никакого отношения к принятому решению, и оно основано исключительно на профессиональных недостатках.

Есть смысл посоветовать обучающие курсы или программы, которые помогут ему повысить свой уровень как специалиста. Не лишним окажется рекомендательное письмо или выплата достойного выходного пособия, а не месячного оклада.

Когда не все так просто

К сожалению, «пилюли» в виде теплого отношения и рекомендательных писем бывает недостаточно. Не все хотят «уйти по-тихому», так и не приняв решение руководства. Начинаются судебные разбирательства, поиски «истины» и бесконечные прения. Чтобы избежать подобной ситуации, следуйте букве закона.

Если вы решили расстаться с подчиненным, действуйте грамотно. Четко сформулируйте требования по отношению к потенциальному кандидату на увольнение, поставьте конкретную задачу, определив сроки. Понимая, что в его компетентности сомневаются, человек мысленно готовится к увольнению, воспринимая происходящее как должное.

Для него не станет ошеломительной новостью вопрос о вынужденном уходе. Все логично: задача поставлена, сроки не выполнены, задание провалено, а значит, есть повод для увольнения. 

Сообщите кандидату об увольнении заранее, чтобы он нашел другое место или морально подготовился к новой жизни. А по истечению времени твердо и уверенно подтвердите свои намерения. Например, предложите увольнение по собственному желанию.

В заключение

Неприятные новости сообщать не любит никто. Но для роста и процветания компании каждый человек должен занимать свой пост. Это стоит понимать и руководству, и подчиненным. Не бойтесь лишиться работника, который не использует свой потенциал.


Work.ua советует принимать решения, которые приводят бизнес к успеху, а не превращают его в площадку для реализации чужих амбиций.


Читайте также