Work.ua совместно с Алексеем Слюсаренко, руководителем отдела бизнес-обучения Comfy, фасилитатором, тренером украинских и международных образовательных проектов, выпустили курс об обучении персонала.

В первом уроке поговорим о сути и целях обучения.

Цели обучения

  1. Результативность. Новые знания предоставляются сотрудникам для того, чтобы они качественно выполняли свои непосредственные функции, чтобы основной бизнес-процесс приносил желаемый результат.
  2. Эффективность. Обучение должно приводить к повышению эффективности сотрудников и улучшению их результатов.
  3. Устойчивое развитие. Без развития и обучения сотрудников на всех уровнях невозможно развитие компании в долгосрочной перспективе.

Контрольные вопросы для определения соответствия ваших программ развития основным целям обучения:

  1. Результативность. — Обучение, которое есть в компании, помогает сотрудникам на всех уровнях выполнять их профессиональные задачи?
  2. Эффективность. — Обучение, которое есть в компании, делает сотрудников более эффективными? Есть ли прогресс их результатов? 
  3. Устойчивое развитие. — Обеспечивает ли обучение будущее для компании? Обучаются ли руководители, работающие со стратегией, навыкам будущего?

Обучение как часть организационного управления

Взглянем на цикл менеджмента в компаниях:

1. Планирование и постановка целей.

2. Организация.

3. Лидерство и мотивация.

4. Контроль, оценка и обратная связь.

На этапе организации появляются ресурсы, то есть то, что требуется компании для достижения ее целей. Здесь и определенное количество сотрудников, и их обучение, и материально-техническая база.

То есть обучение для компании — это не просто отдел с тренерами. Это обеспечение работников необходимыми знаниями для достижения целей компании.

Контрольные вопросы: Соответствует ли обучение в моей компании ее целям и стратегии? Адаптируется ли оно нон-стоп к новым целям и задачам бизнеса?

Специфика корпоративного обучения

В корпоративном мире речь идет об обучении взрослых людей, поэтому нужно это учитывать. Взрослые в отличие от детей очень теряют в эффективности обучения, если они недостаточно мотивированы. Поэтому важно сделать следующее:

  1. Связать обучение с выполнением КРIs сотрудника. Использование инструментов, которым научили работников, должно помогать им зарабатывать больше. Особенно это касается линейного персонала.
  2. Сделать результаты обучения максимально практичными. Взрослые не будут учить все, что им скажут, а только то, что обеспечивает им конкретную практическую пользу.
  3. Разобраться, есть ли у сотрудников запрос на обучение. И если есть, будет ли у них возможность отработать на практике новые навыки.
  4. Донести до сотрудников всю необходимую информацию о процессе обучения:
  • как он построен;
  • какие есть точки контроля;
  • какие оценки;
  • как обучение связано с КРIs;
  • в какое время можно учиться, а в какое — нет. 

Кто в компании отвечает за обучение

Обучение — это часть employee journey. Если все идет по плану, то дальше, как правило, наступает карьерное повышение. За employee journey отвечает HR-команда.

В то же время обучение должно быть связано с достижением бизнес-результатов и органично встраиваться в основные процессы компании. И за это отвечают представители бизнес-юнитов и руководители на местах. Только в коллаборации с ними HR-ы могут организовать эффективное обучение.

Разделим зоны ответственности HR-ов и линейных руководителей.

Зоны ответственности HR:

  • мониторинг качества перфоманса и выявление потребностей в обучении;
  • инициирование обучения;
  • предложение и обеспечение оптимального формата обучения;
  • составление учебного контента;
  • встраивание обучения в основные процессы компании.

Зоны ответственности бизнес-юнитов и руководителей на местах:

  • обеспечение процесса обучения на местах (качество, точки контроля);
  • работа с результатами;
  • участие в составлении контента.

В HR-команде обычно ответственные специалисты по обучению. Они могут называться бизнес-тренерами, тренерами или методистами.

Перейти к следующему уроку>