Несмотря на все трудности, через которые компаниям пришлось пройти на карантине, многие руководители отметили хорошую продуктивность и слаженную работу внутри команды.

Согласно опросу профессора Лондонской школы бизнеса Линды Граттон, почти половина начальников признались, что уровень сотрудничества и качество коммуникации в коллективе во время самоизоляции стал значительно выше. Граттон уверена: чтобы закрепить успехи, нужно продумать план адаптации и создания новой корпоративной культуры. Выбор дальнейшей стратегии зависит от того, какой принцип организации труда действует в конкретной компании.

Линда Граттон
Линда Граттон
Профессор Лондонской школы бизнеса

Существует три типа работы:

  • рутинный, автономный труд (например, сотрудники колл-центров);
  • менее монотонный труд, частично предполагающий взаимодействие с другими людьми (например, бухгалтер);
  • нерутинный труд, нацеленный на сотрудничество и инновации (например, дизайнер, проджект менеджер).

Каждой из категорий соответствуют разные тактики, которые следует ввести для поддержания высокой продуктивности по выходу из карантина.

Рутина и автономная работа

Работа из дома повышает продуктивность сотрудников на 13% и позволяет нанимателям сэкономить. Фактически, выгода от удаленки эквивалентна результатам дополнительного трудового дня в офисе, как показывает исследование экономиста из Стэнфордского университета Николаса Блума. Таким образом, дистанционная работа оказывается обоюдно удобна как компании, так и сотрудникам.

Важный нюанс: у участников эксперимента Блума было оборудовано рабочее пространство дома, то есть люди имели необходимые условия для продуктивного труда. Но даже при таком раскладе спустя 9 месяцев удаленки половина сотрудников решила вернуться в офис из-за ощущения изолированности. Хотя позиция оператора колл-центра не требует сотрудничества с коллегами, социальная изоляция для многих стала тяжелым испытанием и негативно повлияла на мотивацию.

Учитывая этот факт, нужно предпринять следующие шаги для адаптации коллектива к посткарантинным условиям:

  1. Позаботьтесь об условиях труда. Работодатель не может полагаться по умолчанию на наличие компьютера и стабильного доступ к интернету у сотрудников. Обеспечение команды необходимым оборудованием для выполнения работы — это ответственность начальства.
  2. Создавайте события для поддержания внутренней коммуникации. Чтобы поощрить общение и взаимодействие внутри команды, постарайтесь регулярно устраивать виртуальные кофе-брейки и неформальные встречи.
  3. Установите время присутствия онлайн. Такая рекомендация относится ко всем трем типам организации труда, но особенно полезна будет для сотрудников, у которых есть дети и контролировать свое время довольно сложно. Необходимость постоянно поддерживать связь с командой приводит к стрессу, гораздо эффективнее поделить расписание на блоки и выделить часы онлайн-присутствия. Тогда работник сможет самостоятельно регулировать свой график и сосредоточиться на выполнении задач, а не переживать насчет соблюдения внешней дисциплины.

Менее рутинная работа, которая требует контактов с людьми

Работа бухгалтера, с одной стороны, предполагает значительную независимость, с другой — требует взаимодействия с коллегами. Сотрудники бухгалтерии должны быть в курсе коллективной продуктивности и компетентности конкретных людей. Коммуникация с членами других отделов составляет важную часть профессии.

По итогам опроса в рамках вебинара в мае 2020 года, выяснилось, что 70% руководителей считают свои команды высокопродуктивными. Чтобы сохранить работу на таком же уровне и дальше, следует предпринять следующие шаги:

  1. Используйте асинхронные технологии. Крайне важно найти баланс между синхронной и асинхронной коммуникацией на удаленке — от него зависит уровень мотивации и вовлеченности сотрудников. Никто не хочет попасть в ловушку микроменеджмента и тратить свои силы на соблюдение формальных установок. Поэтому руководству нужно выработать свою позицию насчет времени для онлайн-собраний и связи по почте и донести ее до коллектива. Позвольте людям сосредоточиться на заданиях и не привязываться к жесткому почасовому графику. Обговорите заранее, когда виртуальное присутствие и быстрая реакция необходимы.
  2. Решите, когда проводить очные встречи. По мере окончания самоизоляции есть смысл постепенно возвращаться к совещаниям в офлайн-режиме. Позаботьтесь о безопасных и комфортных условиях труда для своих сотрудников. Поймите, в каких случаях присутствие в офисе может быть принципиальным.

Творческая работа, предполагающая сотрудничество

Дизайнеры и разработчики продуктов зависят от взаимодействий как с коллегами, так и с клиентами. Иногда в работе не обойтись без тесного контакта с отделом маркетинга, а иногда — необходимы знакомства с новыми людьми.

Попробуйте следующие тактики посткарантинного нетворкинга:

  1. Выберите цифровые технологии для совместной работы. Современные инструменты позволяют поддерживать эффективное сотрудничество даже на расстоянии. Чтобы такая тактика действительно принесла пользу, предложите команде протестировать несколько разных программ и подберите ту, которая лучше всего соответствует вашим задачам.
  2. Не забывайте про онлайн-платформы для профессионального общения и коллабораций внутри индустрии. Также поощряйте интерес сотрудников к конференциям и краткосрочным образовательным курсам, на которых можно как прокачать свои умения, так и обзавестись полезными контактами.

Карантин заставил компании встряхнуться и посмотреть по-новому на производственные процессы. Чтобы выжить в кризис, многие были вынуждены быстро найти более гибкие и инновационные методы работы. Хотя перемены к лучшему отчасти произошли по воле случая, теперь необходимо принять меры, чтобы закрепить успех и извлечь пользу из пройденного опыта.


Читайте также