Во многих компаниях чат-боты избавили HR-департаменты от рутины, выполняя рекрутинговые задачи в режиме 24/7. Эти цифровые коллеги — новая реальность не только глобальных корпораций, но и украинского бизнеса. Work.ua попросил Николая Зазуляка, HR-эксперта, основателя сервиса по автоматизации рекрутинга NUWORK, рассказать о видах HR-ботов, задачах, которые они решают, и их эффективности при поиске и найме персонала.

Николай Зазуляк
Николай Зазуляк
HR-эксперт, основатель сервиса по автоматизации рекрутинга NUWORK

Что такое HR-бот

Чат-бот — это форма искусственного интеллекта, виртуальный собеседник, который общается с людьми на основе заранее подготовленных сценариев. Ответы бота можно запрограммировать с помощью ключевых слов или научить его вести сложные разговоры путем машинного обучения. Бот может быть глупым или настолько умным, что диалог с ним практически невозможно отличить от беседы с живым человеком.

Сегодня чат-боты используются в трех ключевых сферах взаимодействия бизнеса: сервисном обслуживании, цифровых продажах и HR — везде, где нужно упростить и облегчить коммуникацию с потоком людей.

В сфере HR боты чаще всего берут на себя механические, рутинные задачи, в то время как за людьми остаются глобальные стратегические вопросы и принятие решений.

Какими бывают HR-боты

Конечно, первая и основная задача чат-ботов в HR — решение рутинных задач. Но за последние пару лет HR-боты поумнели, и теперь существует как минимум два их типа:

  1. Внешние чат-боты применяются для первичной обработки обращений потенциальных сотрудников, именно их называют рекрутинговыми чат-ботами. Они могут рассказать соискателю о вакансии, жизни компании и ее корпоративной культуре, провести начальное собеседование в любое время дня и ночи.
  2. Внутренние чат-боты работают для сотрудников компании как помощники. Они отвечают на однотипные вопросы об отпусках, выходных, системах вознаграждения, открытых вакансиях для внутреннего роста. Там, где живой сотрудник может запутаться, забыть и просто испытать раздражение от повторяющихся запросов, чат-бот всегда будет отвечать четко, точно и вежливо.

Встречаются и универсальные чат-боты — сложные системы, объединяющие два вида ботов, но это скорее редкость, чем правило.

Что умеет внешний HR-бот

Ответ зависит от того, зачем его создали.

Чат-бот может быть дорогой и бесполезной игрушкой, если в создании принимали участие только IT-специалисты компании без HR-экспертов.

Но если все делать правильно, можно получить ценный инструмент для решения двух типов задач:

  • Рекрутинговый чат-бот берет на себя ручной пересмотр сотен, а то и тысяч, резюме в месяц, уточнения у кандидатов информации, которой нет в CV, ответы на одни и те же вопросы, сравнение соискателей. Это все можно с легкостью делегировать боту. Он не спит и общается с кандидатами 24/7 без больничных и отпусков. А вот финальное решение о переводе соискателя на новый этап собеседования принимает рекрутер, которому уже не приходится отвечать кандидатам и в 20:00, и даже по ночам — с чат-ботом это уходит в прошлое.
  • Имиджевый чат-бот «специализируется» на корпоративной культуре. Его задачи — заинтересовать кандидата, чьи ценности и опыт совпадают с внутренними ценностями компании. Он умеет делиться с кандидатами важным контентом, формировать правильное представление об HR-бренде работодателя и в конечном итоге стимулировать желание работать именно в вашей компании.

Что делает чат-бот внутри компании

Значение внутренних чат-ботов очень выросло из-за перехода на удаленную работу. Если раньше процесс адаптации нового сотрудника предусматривал живые встречи, экскурсию по компании и знакомство с работой коллег в разных отделах, то из-за локдауна от всего этого пришлось отказаться.

Чтобы новый сотрудник влился в коллектив, теперь не нужно звать его на кофе-брейк, достаточно грамотно настроить внутренний чат-бот.

Он ответит на всего его вопросы о зарплате и выходных в удобном виде и удобное время, предоставит нужные контакты, поддержит в поисках материалов для внутреннего обучения. И, конечно, сэкономит время HR-отдела.

Важно: функции внутреннего чат-бота чаще всего справочные, поэтому для его полноценного запуска нужна подготовка. В компании должна быть сформирована база инструкций, положений, бизнес-процессов, рекомендаций и гайдов. HR-бот поможет упорядочить эти знания и передавать без потерь новым сотрудникам.

Может, и нам завести такого?

Теперь, когда у вас есть все основные сведения о чат-ботах, намного проще ответить на этот вопрос. Я точно могу рекомендовать его в таких ситуациях:

  • нужно делегировать рутину, не расширяя HR-отдел;
  • бизнес-модель компании предусматривает массовый рекрутинг;
  • есть потребность в эффективной системе поддержки и адаптации сотрудников на удаленке.

Если хотя бы по одному из критериев вы узнали свою компанию, чат-бот точно не будет лишним в вашей HR-команде. Просто решите, какой чат-бот вам нужнее и как он должен изменить вашу работу к лучшему.