В работе HR-а часто возникают эмоционально напряженные и сложные ситуации, когда необходимо не только профессионально решить проблему, но и сохранить человеческое лицо и внутреннее равновесие. Work.ua расспросил о нюансах работы с людьми и рекомендациях HR-ам Марию Фабричеву, психотерапевта, одного из тренеров бесплатного учебного курса карьерных изменений «З місця в кар’єру» от проекта «Я зможу!».

Мария Фабричева
Мария Фабричева
психотерапевт

— Правда ли, что работать с людьми сложно? И почему?

— Я бы лучше сказала не «сложно», а «эта работа имеет свои особенности». Действительно, работа с людьми имеет ряд особенностей, так как она связана с взаимодействием не только с когнитивными функциями людей, но и с эмоциональной сферой. Именно здесь и возникают основные сложности.

В такой работе сложно как избежать самой эмоциональной составляющей взаимодействия, так и не включиться в нее. Иногда не просто отделить свое личное от профессионального. Иногда приходится принимать непростые решения, зная истории людей или имея с ними тесный контакт.

Мы много времени проводим на работе и часто у нас налаживаются дружеские отношения с коллегами. В таком случае может возникнуть вопрос «Как остаться профессионалом, надежным другом и просто хорошим человеком?».

Важно помнить о себе, когда ты работаешь с человеческими судьбами, а не раствориться полностью в работе. Помнить, что работа — это только часть нашей жизни.

— Согласны ли вы с тем, что HR-ы склонны к выгоранию больше, чем представители других профессий?

— HR-ы занимают третье-четвертое место в рейтинге выгорания, потому что эта работа связана с людьми, эмоциональной нагрузкой, необходимостью принимать сложные решения, сохраняя человеческое лицо. Сейчас к этому добавляются сложности дистанционки: так называемое «слипание» дома и рабочего места, сверхурочная работа.

— Каковы ваши рекомендации HR-ам о том, как оставаться эмпатичными, понимать людей и одновременно не принимать слишком близко к сердцу то, что происходит на работе?

— Давайте разделим эмпатию на составляющие.

Есть когнитивная эмпатия — понимание причинно-следственных связей в поведении людей. То есть, когда неплохо зная человека и его психотип, можно предположить, как он будет себя вести. Опытные HR-ы умеют это делать и могут, например во время собеседования, составить психологический портрет кандидата. При этом они не включаются эмоционально в этот процесс. Они анализируют, а не сопереживают.

Другое дело — способность к сочувствию и эмоциональная связь. Довольно часто они возникают из-за так называемых «переносов» — бессознательных перемещений ранее пережитых чувств и отношений с одним человеком на совершенно другого.

Переносы бывают разные. Например, «близнецовый перенос» возникает, когда мы хорошо понимаем людей, которые пережили то же, что и мы. Обычно такие люди нам нравятся и мы налаживаем с ними отношения. Тогда между нами устанавливается сильная эмоциональная связь.

Также случается, что мы наделяем новых людей качествами наших знакомых, потому что они в чем-то похожи.

Нужно учиться выходить из-под влияния переносов. Важно помнить, что можно посочувствовать человеку, но не погружаться полностью в его проблемы. Надо задавать себе вопрос «Могу ли я повлиять на эту проблему и чем-то помочь в рамках наших отношений?» А также искать причины своего глубокого сочувствия. Возможно, проблемы других слишком сильно резонируют, потому что у вас когда-то были похожие? Тогда необходимо в первую очередь разобраться со своим «багажом».

Третий момент эмпатии — это способность к заботе. В основном она проявляется в родительско-детских отношениях. А вот в бизнесе такая эмпатичность неуместна. Да, компании заботятся о своих сотрудниках, но как бизнес-системы, а не как родные мамы. Бизнес — это взаимовыгодное партнерство взрослых людей. И если HR видит проблемы или несоответствующее поведение кого-то из сотрудников, он может пригласить его на личную встречу, узнать, что случилось, а также спросить, чего, какой помощи работник ожидает от компании в этой ситуации. Это позволит вывести диалог на уровень взрослых людей и снизить градус напряжения в коллективе.


Читайте также