С 8 января 2022 года начнут действовать изменения в Законе «О рекламе», которые могут повлиять на работодателей, ищущих персонал. Теперь в случае размещения дискриминационной рекламы, то есть вакансии, например с указанием пола или возраста потенциального работника, работодатель может получить штраф от Гоструда в размере 65 000 грн. Поэтому следует тщательнее продумывать текст объявления о вакансии, поскольку это реклама.

В нюансах разобралась адвокат Анна Лысенко и дала несколько рекомендаций по составлению текста вакансии.

Анна Лысенко
Анна Лысенко
адвокат, партнер АО «Адвокатская семья Лысенко»

Когда вакансия является рекламой

Вакансия, как говорит п. 3 ст. 1 Закона «О занятости населения», — это свободная должность (рабочее место), на которую может быть трудоустроен человек.

Само по себе наличие вакансии на предприятии не является рекламой. Однако если такое объявление размещено работодателем или посредником через рекламные средства — сайты, газеты, телевидение и т. д., оно становится рекламой о вакансии.

Реклама о вакансии — это информация (объявление) о работе и трудоустройстве, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес к вакансии.

Реклама о вакансии должна соответствовать законодательству, в частности Закону «О рекламе».

Какая вакансия считается дискриминационной

В рекламе (объявлениях) о вакансиях запрещено указывать:

  • возраст;
  • гражданство;
  • инвалидность;
  • пол, кроме случаев специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола;
  • расу, цвет кожи;
  • политические, религиозные и другие убеждения;
  • членство в профсоюзах или других объединениях граждан этнического и социального происхождения;
  • семейное и имущественное положение — нельзя требовать от соискателей сведений о личной жизни (ст. 11 Закона «О занятости населения»);
  • планы по рождению детей (ст. 17 Закона «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин»);
  • место жительства;
  • языковые или иные признаки (ст. 24-1 Закона «О рекламе»).

Если реклама (объявление) о вакансии содержит перечисленные признаки, реклама дискриминационная.

Важно! Требования по возрасту, уровню образования, состоянию здоровья работника могут устанавливаться законодательством Украины (ст. 22 КЗоТ Украины).

Если в объявлении сказано о преимуществах одного пола по сравнению с другим по интеллектуальному, физическому, социальному признаку или содержится изображение тела или частей тела человека исключительно в качестве сексуального объекта для привлечения внимания потребителя и/или отсылки (слова, звуки, изображения) к сексуальным отношениям, то такая реклама считается дискриминационной по признаку пола. Однако этот запрет не распространяется на социальную рекламу.

Следовательно, под такие правила рекламы подпадает любое объявление о вакансии, размещенное на сайте Work.ua.

Что угрожает работодателю за дискриминационные объявления о вакансии

Работодатель, который заказал, изготовил или распространил дискриминационное объявление (рекламу) о вакансии, может получить штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы. Сегодня это 65 000 грн. Помимо работодателя ответственность могут понести и производители и распространители рекламы. Контролирует и проверяет рекламу (объявления) о вакансиях Государственна служба Украины по вопросам труда.

Гоструда имеет право:

  1. Требовать у рекламодателей (работодателей), производителей и распространителей рекламы предоставлять документы, устные и/или письменные объяснения, видео- и звукозаписи, а также другую информацию, необходимую для осуществления ими полномочий по контролю.
  2. Требовать устранить выявленные нарушения и остановить действия, которые препятствуют осуществлению государственного контроля.
  3. Предоставлять предписания об устранении нарушений.
  4. Принимать решение о признании рекламы недобросовестной, скрытой, о признании сравнения в рекламе неправомерным с одновременной приостановкой ее распространения.
  5. Принимать решение о приостановлении распространения соответствующей рекламы.

Гоструда обязана сообщать рекламодателям, производителям и распространителям рекламы за 5 дней о рассмотрении дел о нарушении ими требований законодательства о рекламе.

Штраф можно обжаловать в суде, но лучше не нарушать закон о рекламе. Для этого нужно внимательно писать и проверять объявления о вакансии, не допуская нарушения прав тех, кто ищет работу.

Как составлять рекламу о вакансиях — рекомендации

  • Не предлагать работу только женщинам или мужчинам, например, не отмечать: «на работу нужны женщины», «преимущество в трудоустройстве имеют мужчины до 40 лет». Исключение составляет специфическая работа, которая может выполняться работником определенного пола, например, для мужчин: грузчик, автомеханик, горняк, слесарь и т. д.
  • Не предлагать работу только «молодым» работникам или «до 40 лет», вообще не указывать возраст.
  • Не писать в объявлениях о месте жительства, инвалидности, семейном положении, например: «на работу нужны работники, которые не женаты», «без детей» и т. п.
  • Если рекламу о вакансии размещает рекрутинговая компания как посредник в трудоустройстве, то обязательно нужно указывать: «Получать от граждан, которым предоставлены услуги по поиску работы и содействию в трудоустройстве, другие связанные с этим услуги, гонорары, комиссионные или другие вознаграждения запрещается».
  • В объявлениях указывайте информацию о навыках, должностных обязанностях, образовании, размере заработной платы, условиях труда и т. д.

Work.ua уверен, что вы делаете все как надо, но на всякий случай подобрал полезные материалы, которые пригодятся при составлении вакансии:

И штрафы будут вам не страшны.