Чем хороша похвала

Приятные слова вызывают в мозге такую же положительную реакцию, как и материальное вознаграждение. Мозгу нравится похвала и он будет стараться повторить успех, чтобы получить новую дозу дофамина.

Плюс, похвала способствует запоминанию и повторению разных действий. Так что это отличный стимул расти и развиваться.

Что не так с похвалой

Если человека перехвалить, он начнет ждать позитивную оценку после каждого действия, а не получив ее, расстроится и потеряет мотивацию работать над собой и выполнять даже самые простые задачи.

Возможна и еще одна реакция — сотрудник перестанет верить в себя, потому что повторить успех, который подарил ему желанную высокую оценку, по его мнению, невозможно. Это тоже чревато остановкой активной деятельности.

В чем преимущества критики

Критическая оценка запоминается сильнее, чем похвала. Мы еще несколько месяцев можем прокручивать у себя в голове даже самое мимолетное замечание, когда в то же время на следующий день забываем приятные слова. За это надо сказать эволюции, это она оберегает нас так от опасности внешнего мира. Так что это не пессимизм, это инстинкт самосохранения.

Такую особенность человеческого мозга можно использовать и для мотивации. Если мягко указать на недостатки выполненной работы, сотрудник быстрее все исправит.

Как сбалансировать «кнут» и «пряник»

В отзыве необходимо сочетать похвалу и критику. Звучит очень просто, но на деле все не так легко.

В успешных командах на один негативный комментарий всегда приходилось около шести положительных.

Это не значит, что критику нужно заворачивать похвалой по принципу многослойного «бутерброда». Как показывают исследования, он все равно не работает. Человек не воспринимает должным образом ни позитивное, ни негативное сообщение. Конечно, лучше начинать с позитивных новостей, даже если общая ситуация в целом не очень.

Хорошее сообщение выглядит примерно так: «Твои усилия очень ценны, спасибо за старание, давай еще немного поработаем, поймем, почему и где возникла проблема и решим ее».

Чек-лист для правильной обратной связи

  1. Без ругательств и обидных слов.
  2. Своевременна. Отзыв о работе нужно дать сразу после события, пока коллеги не начали праздновать или не залились горькими слезами.
  3. Конкретная. Ваши абстрактные фразы никто не воспримет на свой счет, вы только настроите всех против себя, поэтому говорите не «Из-за вас все пропало!», а «В вашей смете неправильный третий пункт, поэтому мы не сможем оплатить все материалы и не закроем проект вовремя».
  4. Говорить о будущем и о целях. Дайте позитивную оценку тому, что случилось, превратите негатив в полезный опыт: «В следующий раз сделайте пробный тираж перед рассылкой приглашений».

Читайте также