Олександра Лєтова
Александра Летова
HR-маркетолог Work.ua

Нужна ли адаптация сотрудников в принципе и что важно учесть

Недавно мы провели опрос среди соискателей на сайте, и из 2500 респондентов 57% ответили, что им не нужна специальная программа адаптации после карантина. Но так ли все просто? Давайте разбираться. Я поделюсь личным опытом и опытом нашей компании.

Так уж устроен наш мозг, что перемены для него всегда очень проблематичны. Сначала нами управляют инстинкты, затем эмоции и только потом разум. А после трех месяцев сидения дома возле холодильника, прямо под одеялком, менять это на поездку по жаре в душной маршрутке, а потом еще и работать с 9 до 18 без одеялка и безлимитного общения с родными, довольно больно и страшно.

Мозг говорит нам: «Нормально ж сидели, только привыкли к работе из дому (там тоже были те еще инстинкты сопротивления новой реальности), а тут снова надо что-то менять, может, ну его?»

Но к счастью, наш мозг очень доверчивый, и его можно немножко обмануть. Вводить неприятные факторы постепенно. Тогда он привыкнет к новой реальности и перестанет сопротивляться. А если в этой новой реальности еще и есть что-то забытое, но любимое старое, дело в шляпе.

Поэтому первый шаг — делать акцент на том, что ваша команда любит в работе. Вспомните результаты проводимых опросов, ответы сотрудников, о чем они всегда говорят, что заставляет их приходить на работу именно в вашу компанию.
  • Люди? Тогда дайте им больше возможности общаться. Разумеется, в рамках смягченного карантина не стоит собирать народ по 30 человек в тесном кабинете. Но восстановить встречи книжного клуба, поиграть в футбол на улице, провести встречи с коллегами — всегда пожалуйста. Мы, например, на карантине ввели формат киноклубов и онлайн-встреч. Такие собрания можно проводить и оффлайн. Они помогают поддерживать коммуникацию в команде и придерживаться заданного темпа.
  • Если ваша команда обожает задачи определенного типа, начинайте с предложения работы именно над такими задачами.

То есть, первую неделю после выхода из карантина просто напомните людям, почему они здесь. Их, да и ваш тоже, мозг перестанет так активно сопротивляться, разум возьмет верх и все вернется на круги своя.

ВАЖНО. Выход в офис должен быть прежде всего безопасным. Позаботьтесь о том, чтобы страх не испортил все старания. Обеспечьте сотрудников масками, антисептиками или другими мерами безопасности, которые считаете необходимыми. Так выход на работу не омрачат мысли о реальной опасности для здоровья.

Что делать с сотрудниками, для которых теперь нет работы, а расставаться с ними не хочется

К сожалению, некоторым сотрудникам даже при минимальном внутреннем сопротивлении адаптироваться к выходу будет сложно, потому что им условно некуда возвращаться. То есть те задачи, которые они выполняли до, уже не востребованы после. Что же делать с теми, у кого сейчас нет работы, но вы никак не готовы с ними расстаться?

Например, вам больше не нужно 5 офис-менеджеров, так как вы перевели часть офиса на удаленку. Но вы дорожите этими сотрудниками, они очень лояльны к компании и вовлечены в то, чем она занимается.

  • У таких сотрудников могли скопиться задачи «на потом». Попросите их составить список, какие из этих задач они могли бы выполнить уже сейчас. Какие-то старые дыры, до которых не доходили руки. Инвентаризация, переучет техники. Что-то, что будет полезно компании, но не стояло как задача первой необходимости.
  • Возможно, вам не хватает людей в других отделах. Предложите сотрудникам переквалифицироваться. Может быть ваш администратор — прекрасный продажник, а офис-менеджер может пригодиться в отделе маркетинга. Таким образом вы снизите затраты на найм персонала и сохраните своих лояльных сотрудников. Если вы при этом еще и готовы оплатить специализированные курсы — вообще отлично.
  • Если же вариантов нет, то хотя бы помогите таким сотрудникам в поиске новой работы. Порекомендуйте их знакомым работодателям, помогите с рекомендационными письмами, таким образом отблагодарив их за лояльность.

Как адаптироваться самому? Не в смысле бизнеса — человеку

Когда мы уходили на карантин, все слышали советы о том, что нужно сохранить предыдущий график, наряжаться утром, делать перерыв на обед, заканчивать работу в 18:00 и т. д.

Настало время вливаться назад. И хорошо, если вам таки удалось следовать советам и жить в расписании. Тогда в принципе проблем быть не должно. Но если же одеялко и холодильник победили, а режим сна и выгула собаки полетел в тартарары, придется немножечко попинать свой мозг. Благо мучения будут недолгими, потому что по старой памяти мы восстановимся, как после продолжительного отпуска. И все же пара советов.

  1. Возвращаясь в офис, сразу пропишите себе план задач и старайтесь идти по нему. Начните с организационных моментов, например, с уборки на столе и в документах.
  2. Плавно входите в офисную жизнь. Попейте чай с коллегами. Запланируйте обед с кем-то из другого отдела. Пообщайтесь с теми, с кем на карантине не виделись даже в Зуме. Попробуйте воссоздать былую атмосферу.

Что еще можно делать?

  • Если расстояние позволяет, введите привычку ходить на работу пешком. Так вы и мысленно подготовитесь к новому рабочему дню, и задачу по физической активности хоть частично закроете.
  • Если ездите на личном авто, кооперируйтесь с коллегами. Предложите подвозить тех, кто недалеко живет. Мы создали для ребят чаты в Телеграме по районам. И теперь на работу можно ездить в компании :)
  • Не отказывайтесь от участия в совместных мероприятиях. Так вы быстрее восстановите контакт с коллегами.

И помните, все нужно делать постепенно. Не нужно лететь с места в карьер. Дайте себе время разогнаться и привыкнуть. Тогда стресс будет минимальным, а работа — в удовольствие!


Читайте также