- 6163
5 ситуаций, от которых подгорает у каждого HR-а и советы, как погасить напряжение
Что делать, когда надо отказать кандидату, который находится в трудном положении? Как не потерять мотивацию работать HR-ом после объявления сотрудникам о сокращении и получения негатива в свой адрес? Советы эксперта в этой статье.

В работе HR-а случаются не очень приятные ситуации, когда мотивация снижается практически до нуля или надо сделать морально сложный выбор. Work.ua расспросил психотерапевта, одну из тренеров бесплатного учебного курса карьерных изменений «З місця в кар’єру» от проекта «Я зможу!» Марию Фабричеву, что делать в таких случаях.

Ситуация 1. Руководство требует найти «звезду» на совершенно «незвездную должность» (низкий уровень заработной платы, неинтересные задания)
Не спешите с ответом. Потому что первая реакция, как правило, автоматическая. Вам может захотеться отказать, но не делайте этого сразу.
Дайте себе ответы на три вопроса:
- Как часто случается подобное?
- Как долго это продолжается?
- Чем обычно заканчивается?
Если такие случаи очень часты и руководитель постоянно ставит вас в положение, когда необходимо придумывать новые и новые способы привлечь кандидата на неинтересную вакансию, то это может быть проявлением нездоровой атмосферы в коллективе. А также поводом задуматься, хотите ли вы работать в этой компании.
Совсем другое дело когда такая просьба руководителя — скорее исключение и ему действительно нужен какой-то определенный специалист. Если руководитель обосновывает свою потребность и обращается к HR-у с просьбой, а не с требованием, то можно поступить следующим образом.
Уточните у руководителя его просьбу: он хочет, чтобы такой человек согласился работать у вас или чтобы он проработал какой-то конкретный срок? Потому что взять на работу «звезду» и удержать ее — это две разные задачи.
Пропишите для себя, почему это возможно и почему невозможно. Зафиксируйте все плюсы и минусы обоих вариантов. Дайте себе ответ на вопросы: Как я могу привлечь такого сотрудника? В чем моя ответственность? До какого момента она продолжается?
После этого вы можете пойти к руководителю и аргументированно рассказать ему обо всех преимуществах и рисках двух вариантов развития событий: если вы все же попробуете «хантить» именно этого кандидата и если начнете искать другого. Далее вдвоем примите решение и разграничьте зоны ответственности.
В случае, когда выполнить эту задачу невозможно по объективным причинам, подготовьтесь к отказу руководителю:
- представьте его реакцию на ваш отказ;
- вспомните, как раньше он относился к словосочетанию «это невозможно»;
- вспомните, что его успокаивало во время эмоционального всплеска;
- разработайте альтернативу, например, «взращивание звезды» внутри компании.
Если же вы все-таки возьметесь за эту задачу, можно взглянуть на нее как на проверку ваших навыков. Воспринять ее как своеобразный вызов: «Смогу ли я как HR так заинтересовать „звезду“, чтобы она согласилась работать у нас?»
Ситуация 2. Кандидат не пришел на собеседование / руководитель просит отменить собеседование в последний момент
Желательно за какой-то короткий срок, например, за час до собеседования, подтверждать присутствие всех его участников. Если же вы сделали это, но все равно кто-то не пришел, может возникнуть стресс. Особенно, когда это для вас первая подобная ситуация. Разберемся, что можно сделать с этим стрессом с точки зрения психологии.
Многие психологи разделяют личность человека на три субличности: внутренний ребенок, внутренний взрослый и внутренний родитель.
В стрессовых ситуациях у большинства людей «включается» внутренний ребенок, который считает, что бы ни случилось — это его вина.
Первое, что необходимо сделать, когда вы испытали стресс — выключить внутреннего ребенка. Попросите паузу и сбросьте стресс. Для этого можно выйти в помещение, где вас никто не увидит и «покричать немым криком» — как будто вы кричите, но не издавая звука.
Когда стресс сброшен, можете напомнить себе кто вы, где вы и сколько вам лет. Это поможет «включить» внутреннего взрослого.
Вернитесь, признайте факт случившегося. Можно сказать: «Мне очень жаль, но кандидат/руководитель не пришел». При этом помните, что это не ваша вина.
Если кто-то из присутствующих будет обвинять вас, можете извиниться еще раз и сказать, что вы сделали все, что могли, чтобы такого не случилось. Расскажите, что человек подтвердил вам свое присутствие незадолго до встречи.
Если не пришел соискатель, подумайте, будете ли вы его рассматривать в дальнейшем. Возможно, стоит ему отказать.
Если не пришел руководитель, не оставляйте кандидата без внимания. Извинитесь и попробуйте перенести собеседование. Предложите человеку посетить буфет или кафе неподалеку, если необходимо ждать не очень долго.
Выясните у руководителя, что помешало ему прийти, и напомните, что подобные случаи негативно влияют на ваш бренд работодателя.
Как и в первом случае актуальна рекомендация проанализировать, как часто это случается. Если часто не приходят на собеседование соискатели — это сигнал, что можно улучшить отбор. Если же не являются руководители — возможно что-то не так с процессами в вашей компании.
Ситуация 3. Кандидат на важную должность, которого вы выбрали по итогам многоэтапного отбора, отказывается от работы
В этой ситуации речь идет о чем-то большем, чем «отказал кандидат». Самое неприятное, что разрушились ваши планы и мечты. И все это в шаге от цели.
Особенно сильно это может поразить тех, кто сталкивался с разрушением планов и мечтаний раньше. Тогда в подсознании могут появиться те же ощущения, которые были у вас в похожей ситуации. Ощущение некоего «повторяющегося сценария». Вы можете почувствовать себя тем, кем были в тот момент. Даже маленьким ребенком.
В этом случае может появиться куча разных ощущений. Важно вернуть себя в реальность и успокоиться. Для этого существует одна действенная техника. Нужно:
- перечислить пять предметов, которые вы видите;
- четыре звука, которые слышите;
- три ощущения в теле;
- два запаха;
- один вкус.
Иногда достаточно это сделать один раз, иногда — три раза.
Когда шок прошел, надо подышать, можно умыться прохладной водой и вернуться к ситуации.
Сообщите всем заинтересованным сторонам, что кандидат сорвался, и возвращайтесь к поиску.
Ситуация 4. Нужно отказать кандидату, зная при этом, что у него сложная жизненная ситуация и работа очень важна для него
Помните, что в этом случае вы — представитель бизнеса. Что в первую очередь вы — профессиональный HR. Ваша задача — найти человека, который подходит на конкретную позицию, а не разделить боль кандидата или спасти его.
Также имейте в виду, что человек может бессознательно прибегать к манипулированию своим положением и вашей жалостью.
Действительно, может возникнуть конфликт между профессиональными обязанностями и человеческими качествами. Именно такие конфликты способствуют эмоциональному выгоранию HR-ов. Важно уметь выразить сочувствие человеку, оставаясь при этом профессионалом.
Вы можете подготовить текст отказа и рассказать его коллеге — прорепетировать. Важно аргументировано рассказать, почему вы не можете взять кандидата на работу. Не делайте акцент на сострадании, лучше подчеркните сильные стороны человека и вдохновите его на дальнейший поиск.
Если история человека вас очень зацепила, подумайте, что вы можете сделать для него вместо приема на работу: направить в другую компанию, написать о кандидате в профессиональном сообществе HR-ов, порекомендовать курсы по повышению квалификации и тому подобное.
Важное правило: работа существует не для обмена переживаниями, а для реализации себя.
Ситуация 5. Нужно сообщить сотрудникам о сокращении. Соответственно, получить в свой адрес все негативные реакции на эту новость
Продумайте, что и как вы будете говорить. Попробуйте предсказать реакцию людей. Подготовьте ответы на сильные эмоциональные реакции. Держите под рукой воду и, возможно, даже успокоительное.
Желательно сообщать людям такую новость заранее, насколько это возможно, чтобы они понимали, что за это время смогут что-то сделать. Хорошо начать такой спич с благодарности и вспомнить об успешных кейсах. Обязательно надо рассказать о причинах сокращения.
Также расскажите сотрудникам о компенсационных пакетах. Если компенсации предусмотрены одинаковые для всех, то можно рассказать о них всем сразу. Если же различаются — проведите отдельные встречи с каждым сотрудником / группой сотрудников, у которых будут одинаковые компенсации.
Если можете написать рекомендательные письма для сотрудников — сделайте это.
Важно говорить структурировано и по сути, перечислять факты.
Если после такого разговора у вас накопятся негативные эмоции, избавьтесь от них. Можно выписать свои чувства на бумаге. Можно побить подушку или порвать бумагу, позаниматься спортом. Еще один вариант — контрастный душ.
Получайте больше полезной информации в нашей группе «Поворкуємо?» в Facebook.
6 комментариев
Чтобы оставить комментарий, нужно войти.