Из этой статьи вы узнаете, о корпоративных программах для сотрудников компании Eva, о том, как коллектив вовлекают участвовать в них и какие результаты приносят такие инициативы. Инна Печерица, которая входит в рейтинг «Топ-5 лучших HR директоров в украинском ритейле», делится реальными кейсами.

Инна Печерица
Инна Печерица
HR-директор торговой сети Eva

— Расскажите, какие у вас есть программы для сотрудников.

— Программ очень много. Компании почти 19 лет. Главный принцип: все наши проекты должны родиться от стратегии компании. Часто HR много знают, понимают и хотят попробовать, а потому получаются проекты ради проекта. Мы действуем исключительно от запроса бизнеса, от его задач и стратегии. Благо, компания настолько динамична, что всегда таких задач очень много.

И второе направление — это те проекты, которые рождаются от точек напряжения. Если мы понимаем, что есть точки напряжения в коммуникациях, процессах, в рамках каких-то проектов и что-то может стать точкой напряжения, то мы принимаем вызов и начинаем с этим работать.

Как пример могу привести большой проект «Модель сервиса». Одна из ценностей нашей компании — это клиентоориентированность. И мы сделали большой проект. Его суть — ориентация сотрудников розницы на клиента не с позиции каких-то назидательных действий, а с позиции естественного внимания, заботы и проявления комфорта.

В этом проекте мы рождали принципы. В нем участвовали все управляющие магазинами. Они разговаривали с клиентами, пытались выяснить, чем нравится именно их магазин, что можно улучшить. Кроме того, что должно было улучшаться отношения клиентов, еще мы ставили задачу, чтобы родились какие-то фишки, новации, которые дадут клиентам еще больше комфорта.

И действительно, проект оказался удачным. Мы внедрили 86 изменений в магазинах. И это были разные идеи: от формы ценниковой планки до атмосферных вещей, которые должны были понравиться покупателям.

Одна из точек напряжения в этом проекте — коммуникация офиса и розницы. Офис не был готов к такому потоку инноваций со стороны розницы. Мы работали с этой проблемой, драйвили тему коммуникации. И таким образом у нас родился вытекающий проект сервисов корпоративной культуры. Я считаю его максимально успешным.

Этот проект внедрялся в компании снизу вверх и был нацелен на построение внутренних коммуникаций. Он включал в себя несколько этапов. На первом мы обсуждали, какие правила можно внедрять, чтобы коммуникация между сотрудниками департамента и сотрудниками розницы была более эффективной и качественной.

Мы разработали корпоративные правила коммуникации и раз в три месяца проводим опросы по модели сервиса, где оцениваем и благодарим друг друга. Там же мы можем сказать друг другу, какие из пунктов не выполняются — это сигнал поработать над чем-то.

С одной стороны, это творческий и эмоциональный проект, а с другой — очень предметный. Он очень полезен компании.

Еще два года назад на стратегической сессии топ-менеджеров в зону развития попал такой пункт, как коммуникация между департаментами и сотрудниками. Ее недостаток мешал работе над проектами. Недавно мы проводили промежуточную сессию, и этот пункт уже попал в сильные стороны.

— Расскажите, пожалуйста, про программы вовлеченности.

— У нас очень много таких программ. Наша корпоративная культура строится на том, чтобы каждый человек в рамках работы не только работал, но и жил, был активным, общался, вовлекался. Для нас это важно. Мы ввели себе это как правило, и оно кажется абсолютно естественным.

Один из примеров — программа «Eva-драйверы». Суть состоит в том, что есть люди, которые чем-то увлечены и пытаются собрать команду единомышленников, вовлечь в свою тему и создать своего рода клуб по интересам. У нас таких направлений до карантина было около 10-12.

Например, было направление йоги. Каждый четверг ребята собирались на территории офиса и занимались йогой. Вела это девочка, которая очень сильно увлечена этой темой и долго ею занимается. И судя по тому, какое количество людей ходило на занятия, я понимаю, что это было активное и актуальное направление.

Был кино-клуб. Ребята вместе смотрели фильмы, обсуждали, обменивались мнениями. Было направление настольных игр, направление путешествий. Ребята раз в месяц ездили куда-то в путешествие по Украине. Там была целая программа: разрабатывали маршрут, план, искали мероприятия, которые обязательно надо посетить. Удивительно, когда заканчивается рабочий день или неделя, а людям интересно проводить выходные с теми, с кем они работают. И если мы говорим о «Eva-мандрах», то наши сотрудники ездили со своими семьями. Этот было уже как какая-то отдельная внутренняя командная жизнь.

Еще одно примечательное направление — «Eva Run Club». Начиналось оно с одного человека, который был просто одержим этим. И перед карантином у нас было более 50 человек. Люди пришли в клуб и не могли пробежать даже километра, а, потренировавшись, бегали 5, 10, а некоторые и 20 км.

Меня часто спрашивают о том, оплачивается ли этот проект. Нет, не оплачивается. Более того, это была инициатива самих сотрудников. Единственное, что мы даем, — это небольшие ресурсы, чтобы каждый в своем направлении использовал их для розыгрышей, отличительных атрибутов и т. д. Такое направление, с одной стороны, ничего не стоит компании, а с другой стороны — дает очень много. Для нас это один из маркеров оценки корпоративной культуры.

— Каковы результаты введения корпоративных программ и как они влияют на компанию?

— Я искренне считаю, что программы нельзя отдельно замерять на эффективность. Хотя, безусловно, для нас, как для команды, которая воплощает эти программы, есть определенные показатели.

Мы считаем текучесть, eNPS. Мы также оцениваем коммуникации, и всем, кто отличился в опросах, мы дарим символические подарки. Но я искренне уверена, что каждая программа формирует отношения и культуру.

— Как вовлекать сотрудников в корпоративные программы?

— Ну здесь ответ заключен в самом вопросе. Мы стараемся действительно вовлекать людей. Например, у нас есть геймификация, большая игра «Eva-мания». На сегодня более 5000 человек розницы вовлечены в нее.

Суть в том, что за выполнение KPI, за участие в конкурсах, за участие в опросах, за тестирование, прохождение тестов по продукту, создание интересных обучающих вебинаров, то есть за корпоративное поведение, каждый сотрудник может получить определенное количество виртуальной валюты. И весь год идет накопление с разными активностями, а в конце года мы подводим итоги и до 20% сотрудников, участвующих в программе, получают разные подарки.

— Меняется ли сама программа из года в год? Как работать с результатами проведенной программы? Какие результаты и инсайты вы получили?

— У нас нет статичных программ вообще. Каждая программа у нас как бы живет своей жизнью.

Это значит, что каждый раз вводят какие-то изменения в любой проект, в любую программу. Внедряя, ты никогда не понимаешь, какой действительно инсайт получится и что нужно сделать. Суть «Eva-Мании» за 7 лет осталась прежней, но, если сравнить сам процесс с первоначальным вариантом, это уже совершенно другая программа.

Больше о корпоративной культуре, ценностях и миссии компании Eva, а также ответы Инны Печерицы на блиц-опрос — в подкасте на сайте PeopleForce в разделе «HR Подкасты» или на каналах SoundCloud, YouTubе, Apple Podcasts, Google Podcasts и Telegram.


Читайте также

4 украинских подкаста для HR и работодателей, на которые стоит подписаться